Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать      Контакты







    Аккумуляторная батарея автомобилей




    Аккумуляторная батарея служит для питания током приборов электрооборудования при малой частоте вращения коленвaлa и при неработающем двигателе. Она состоит из шести свинцово-кислотных двухвольтовых аккумуляторов, соединенных между собой последовательно, что обеспечивает получение в цепи рабочего напряжения 12 В.
    Аккумулятор состоит из полублоков положительных и отрицательных пластин, изолированных друг от друга сепараторами, изготовленными из пористых пластмасс (мипора или мипласта). Пластины отливаются в виде решеток из свинца с добавлением 7-8 % сурьмы, для механической прочности. В решетку пластин впрессовывают активную массу, приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов свинца - свинцового сурика (РЬзО4) и свинцового глета (РЬО) - для положительных пластин и свинцового порошка - для отрицательных пластин. В целях увеличения емкости аккумулятора и уменьшения его внутреннего сопротивления одноименные пластины соединяются в полублоки, заканчивающиеся выводными полюсными штырями.

    решетки батареи

    Полублоки с положительными и отрицательными пластинами собираются в блок таким образом, что положительные пластины располагаются между отрицательными, поэтому последних всегда на одну больше. Это позволяет лучше использовать активную массу положительных пластин и предохраняет крайние положительные пластины от коробления и разрушения. Сепараторы устанавливаются между пластинами так, чтобы их ребристая сторона была обращена к поверхности положительных пластин, обеспечивая тем самым лучшее поступление к ним электролита. Сверху пластины покрываются перфорированным пластмассовым предохранительным щитком. Собранный аккумулятор помещают в отделение бака и закрывают крышкой, имеющей два отверстия для выхода полюсных штырей и отверстие для заливки электролита, которое закрывается резьбовой пробкой. В пробке имеется вентиляционное отверстие, сообщающее внутреннюю полость аккумулятора с атмосферой.

    строение аккумуляторной батареи

    В аккумуляторы заливается электролит, состоящий из химически чистой серной кислоты (H2S04) и дистиллированной воды. Приготовление электролита осуществляется в кислотоупорной посуде (свинцовой, керамической, пластмассовой) путем вливания кислоты в воду. Заливать воду в кислоту нельзя, так как процесс соединения в этом случае будет происходить на поверхности, вызывая разбрызгивание кислоты, что может причинить ожоги тела и испортить одежду. При приготовлении электролита необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки и фартук. В случае попадания серной кислоты на кожу нужно (до оказания квалифицированной медицинской помощи) осторожно ватой снять кислоту и промыть пораженное место струей воды, а затем 10%-ным раствором соды или нашатырного спирта.
    При пропускании через батарею постоянного тока (заряд) в аккумуляторах происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую, что выражается в изменении состава активной массы (на положительных пластинах образуется перекись свинца РЬО2, а на отрицательных - губчатый свинец РЬ) и увеличении плотности электролита. При разряде происходит обратный химический процесс, при котором понижается плотность электролита, а активная масса на тех и других пластинах превращается в сернокислый свинец (PbS04). Поскольку плотность электролита определяет развиваемую аккумулятором ЭДС, ее величина позволяет судить о степени заряженности батареи. Плотность зависит от температуры электролита, уменьшаясь примерно на 0,1 г/см³ при повышении температуры на 15° С. При расчетах плотность обычно приводят к температуре + 15° С. Для предотвращения замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторов в зимних условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических условий в соответствии с данными табл. 4.

    регламентированная плотность в зависимости от климата

    Аккумуляторные батареи можно условно разделить на три уровня технологического исполнения - так называемые необслуживаемые, малообслуживаемые и обслуживаемые. Необслуживаемые аккумуляторы не имеют отверстия для заливки электролита. Вырабатывая большой пусковой ток и имея ресурс выше на 20-30%, эти АКБ требуют труднодостижимой на большинстве отечественных автомобилей стабильности напряжения в электрической системе. Болезненно переносят продолжительные попытки запустить двигатель с дающими сбои системами питания или зажигания.
    Батареи второго уровня - малообслуживаемые - с доступом в каждую банку, изредка требуют контроля уровня и плотности электролита. Они выпускаются практически любым известным производителем аккумуляторов.
    И хорошо известные автомобилистам прошедших десятилетий «черные» аккумуляторы, которые можно считать сверхобслуживаемыми.

    Необслуживаемые аккумуляторы малообслуживаемые аккумуляторы

    малообслуживаемые аккумуляторы сверхобслуживаемые аккумуляторы

    ПАРАМЕТРЫ ВЫБОРА.

    Номинальная емкость аккумулятора.

    Главным критерием при выборе аккумулятора является его номинальная емкость. Автопроизводители тщательно подбирают все компоненты электрической системы, включая генератор и аккумулятор, по совместимости друг с другом так, чтобы добиться зарядного баланса, исключающего разряд и перезаряд АКБ.Номинальной емкостью аккумулятора называется количество электричества, которое может отдать полностью заряженный аккумулятор до минимально допустимого значения. Емкость измеряется в ампер-часах (А·ч) и зависит от количества и размера параллельно соединенных пластин, силы разрядного тока, а также от температуры электролита. Чем больше размер и количество пластин, меньше сила разрядного тока и выше температура электролита, тем большую емкость может отдать аккумулятор при разряде. При понижении температуры электролита емкость уменьшается примерно на 1 % на каждый градус.
    Например, если номинальная емкость батареи (при 30° С) равна 55 А·ч, то при температуре электролита 0° С она уменьшится на 30% и составит 38 А·ч, а при температуре -20° С будет только 27 А·ч (уменьшится на 50%).
    Ошибка при выборе может привести к тому, что емкость аккумулятора окажется маленькой для выдаваемого генератором тока. При этом батарея будет постоянно получать с больше тока, чем ей надо для нормальной зарядки, т.е. перезаряжаться, что ведет к ускоренному ее выходу из строя. В обратном случае, при покупке АКБ слишком большой емкости, аккумулятор будет недозаряжаться. Это также снижает его ресурс и ухудшает пусковые свойства. Емкость должна быть не менее 95% и не более 110% емкости штатной батареи.

    Пусковой ток.

    Не менее важно значение пускового тока (измеряется в амперах (А)) - это максимальный ток, который батарея способна отдать на 30-й секунде непрерывного разряда при температуре 18° С без падения напряжения ниже 9 В. Для пуска двигателей с одинаковым рабочим объемом в разных моделях и марках машин может требоваться неодинаковое количество энергии. Вызвано это тем, что двигатели имеют разную компрессию в цилиндрах, индивидуальное количество распредвалов, а также различные навесные агрегаты - насос гидроусилителя, компрессор кондиционера, чем в сумме и определяется, с какой силой все это необходимо будет прокручивать при старте. Если купить аккумулятор с малым значением пускового тока, могут возникнуть серьезные проблемы с пуском мотора, особенно в зимнее время.

    Габаритные размеры.

    Не менее важными являются такие характеристики аккумулятора, как габаритные размеры, расположение и конструкция клемм. Их игнорирование может вызвать проблемы при установке и подключении аккумулятора. По размерам батарея должна совпадать с установочным гнездом, способом крепления – прижимной планкой сверху или за выступ внизу. Также нужно обратить внимание на расположение клемм на штатной батарее, они бывают противоположного размещения.

    расположение клемм аккумулятор



     Продолжение читайте дальше





  (c) moskvich2140.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru