Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать      Контакты







    Эволюция автомобильных фар. Продолжение




    Рассеиватели и отражатели

    рассеиватель лампы
    Рассеиватель.

    Первые фары давали на дороге ограниченное яркое пятно, а «пляска» этого пятна при колебаниях автомобиля во время его движения по неровностям дороги чрезвычайно утомляла зрение водителя.
    Для смягчения неравномерности освещения дороги стали применять матированные или травленные передние защитные стекла, или лампы с матированной колбой. Однако равномерность освещенности полотна дороги, достигнутая этим стюсобом недостаточно удовлетворяла требования водителей и кроме того, матирование колбы лампы или переднего стекла фары увеличивало потери светового потока. Поэтому уже с начала 20-х годов в качестве переднего защитного стекла фары стали применять так называемые рассеиватели.
    С 1950 г. в отражателях отечественных фар стало применяться алюминирование.
    Алюминиевый отражающий слой получался путем распыления алюминия в вакууме и осаждения его на предварительно окрашенную лаком внутреннюю поверхность штампованного стального отражателя. Осажденный алюминиевый слой не требует полировки и имеет высокий коэффициент отражения (примерно 0,90). Однако алюминиевый слой очень мягок и легко повреждается при прикосновении к нему.
    В дальнейших конструкциях металлический отражатель и рассеиватель скреплялись вместе, образуя оптический элемент фары, представляющий собой одно целое, а лампа вставлялась с обратной стороны отражателя. Тем самым достигалось удобство замены перегоревшей лампы, предохранение отражающего слоя отражателя от случайных прикосновений и упрощение сборки фары.
    Конструкция фары не такая простая, как кажется на первый взгляд. Например, только поверхность отражателя современной фары имеет несколько слоев. Это обеспечивает отсутствие коррозии на протяжении всего периода службы автомобильной фары, она не окисляется. Сначала на стальной лист наносится слой грунтовки, потом лак специальный, два слоя различных лшов, потом алюминиевое напыление, и еще защитный слой прозрачного лака. Это довольно таки дорогая технология, но только так можно обеспечить продолжительный срок службы фары.
    До определенного эволюционного момента рассеиватель работал по принципу, когда определенный участок стекла отвечал за распределение света на определенный участок дороги под определенным углом. Таким образом, левая и правая фары могли отличаться друг от друга. Следующим эволюционным шагом стала разработка отражателя по сегментируемому принципу. Это был отражатель, каждый участок которого отвечал за распределение света на определенный участок дороги. С этого момента стало возможным использование прозрачного защитного стекла, так как за рассеивание света отвечал отражатель.

    Другая светотехника

    Автомобили 20-х годов имели тормоза только на задних колесах. В 1925 - 1927 гг. появились и быстро вошли в эксплуатацию автомобили с тормозами на все четыре колеса, имеющие значительно более короткий путь торможения. В связи с этим появилась необходимость обозначения этих новых автомобилей и введения сигнала торможения, предупреждающего водителей сзади идущих автомобилей о намерении водителя переднего автомобиля тормозить. Особенно остро этот вопрос стоял в переходный период, когда одновременно эксплуатировались автомобили с обоими системами тормозов.
    Первоначально применялись предостерегающие надписи или знаки в форме красного треугольника, отмечающие автомобили с тормозами на четыре колеса; затем появились световые сигналы торможения, загоравшиеся при нажиме на тормозную педаль. Световые сигналы оформлялись на первых порах в виде освещаемого изнутри транспаранта со знаком «опасность» (красный треугольник) или словом «стоп».
    Однако вскоре было решено применять сигнал торможения в виде простого огня, достаточно яркого, чтобы быть хорошо заметным днем при свете солнца. В 1927 г. в США появились нормы на подобный сигнал торможения, и он стал обязательным для всех автомобилей.
    Таким образом, обязательный комплект световых приборов автомобилей 30-х годов состоял из:
    а) двух фар дальнего и ближнего света с лампами 21 или 32 кд;
    б) заднего фонаря красного цвета с окошком для освещения номерного знака и лампой 3-5 кд, расположенного с левой стороны; в) сигнала торможения красного или интенсивного желтого цвета с лампой 21 кд.
    На протяжении 30-40-х годов предлагались и осуществлялись различные конструкции указателей поворота, считавшиеся в то время необязательными.
    В континентальной Европе большую популярность завоевал указатель поворота семафорного типа, введенный фирмой «Бош» и устанавливаемый по бокам автомобиля в стойках лобового стекла. Крыло семафорчика при помощи встроенного в корпус прибора электромагнита поднималось в горизонтальное положение; одновременно внутри загоралась лампочка, освещавшая полупрозрачное крыло изнутри. В некоторых, более поздних конструкциях указателей поворота семафорного типа их крыло при включении тока не фиксировалось в горизонтальном положении, но совершало колебательные движения, чтобы больше привлекать внимание окружающих.
    В США получил распространение более практичный указатель поворота в виде мигающего огня, включаемого с той стороны, куда совершается поворот. Впервые появившиеся в 1927 г. и переработанные в 1938 г. американские нормы на мигающие указатели поворота в основном сохранились до сегодняшнего дня.
    В послевоенный период мигающие указатели поворота были повсеместно приняты также и в континентальной Европе, и автомобили, как правило, стали оборудоваться двумя передними и двумя задними мигающими указателями поворота.
    При большой длине автомобиля (6 м и более) предписывалась, кроме того, установка боковых повторителей указателей поворота на боковых сторонах крыльев, кабины или кузова.
    С 1930 г. начинается применение световозвращателей, представляющих собой особый вид отражателей, у которых направления падающих и отраженных лучей практически совпадают, причем это свойство сохраняется при изменении угла падения лучей в пределах ±20°. Световозвращатели предназначены для обозначения ночью автомобиля, стоящего на дороге с погашенными огнями. Они размещаются по бокам задней части автомобиля и отражают свет фар приближающегося сзади другого автомобиля, заменяя в этом случае габаритные огни. При большой длине автобусов или грузовых автомобилей предписывается помещать световозвращатели также и на боковых сторонах кузова.
    Таким образом, к 1945 - 1947 гг. окончательно оформился минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей, а именно:
    два передних габаритных огня белого цвета;
    два задних габаритных огня красного цвета;
    два сигнала торможения красного цвета, расположенных сзади;
    два световозвращателя красного цвета, расположенных сзади;
    два передних и два задних мигающих указателя поворота.

    А дальше...

    Поиски новых конструктивных решений, призванных улучшить условия езды в темное время суток, не прекращались никогда. Нет предела совершенству, и надо признать, что существующие сегодня системы головного освещения автомобилей еще далеки от идеала. Однако не будем отрицать и очевидное - путь, пройденный разработчиками автомобильной светотехники, впечатляет, и былина этом пути свои важные вехи.

    Автомобили действительно превратились во всепогодные и круглосуточные транспортные средства только после того, как на них начали устанавливать фары и фонари с лампами накаливания. Лампы подобного типа встречаются и поныне, но все реже и реже, и, видимо, скоро о них будут вспоминать лишь в прошедшем времени.
    Лампочки накаливания небезупречны по целому ряду параметров. Такие лампы имеют крайне низкую светоотдачу, потому что большая часть потребляемой ими энергии тратится не на освещение, а впустую. Точнее, даже во вред - на нагрев светотехнического прибора, отчего со временем мутнеют рассеиватель и отражатель фары, уменьшается прозрачность ее стекла.
    Чтобы увеличить срок службы лампы накаливания, ее спираль должна работать в среде инертного газа. Присутствие галогенов внутри лампы позволило безболезненно повысить температуру ее нити накаливания.
    Ксеноновые лампы и вовсе не изменяют своей светоотдачи в течение всего срока службы, а по долговечности на порядок превосходят рассмотренные выше конструкции. Причиной такого результата является отсутствие спиралей, в результате чего перегорать в таких лампах просто нечему. Принцип работы ксеноновых ламп, как и других газоразрядных осветительных приборов, основан на свечении дуги раскаленного газа, образующейся между двумя электродами. Дуга генерирует световой поток, по интенсивности превышающий поток, вырабатываемый лампой Н1. Эффективность ксеноновых ламп чрезвычайно высока, и если вернуться к показателям светоотдачи, то говорить придется уже о величинах порядка 80 лм/Вт. И голубоватый свет «ксенонок» еще ближе к дневному, чем в случае с галогенными лампами.
    Газоразрядные лампы впервые были запатентованы компанией Бош. И названа эта технология - «Шпине». Это более прочная, современная система, постоянно совершенствуется, блок зажигания уже в самой фаре. Часто блок зажигания и блок управления находятся в одном модуле.

    Например, Мерседес использовал конструкции фары по данной технологии, не уменьшая их. Первое время ксенон использовался в качестве ближнего света, так как технология была инертна. Газу чтобы разгореться нужно было время, для переключения на дальний свет.
    После ксенона был би-ксенон. Здесь уже дальний, и ближний свет получали при использовании газонаполненной лампы. Есть традиционные фары не полиэлипсоидных технологий, в которых распределение дальнего и ближнего света достигалось за счет движения самой лампы вперед-назад. За счет этого при отодвигании лампы освещаются разные участки дороги. Другая технология, которая используется в основном в полиэлипсоидных лампах, это, когда за счет движения заслонки или призмы, заслонка закрывает часть светового потока. Фара работает уже в режиме дальнего света, дальше распределение идет через линзу или через призму.

    фара с адаптивным распределением света
    Фара с адаптивным распределением света.
    1. Автоматическое отверстие
    2. Магнитный активатор
    3. Червячный привод
    4. Механизм мотора
    5. Механизм оси
    6. Ксеноновая лампа

    Но и на этом не остановились. Ведутся активные разработки фар с адаптивным распределением света Такая фара может освещать различные участки дороги, учитывая различные факты: скорость автомобиля, навигация. Все прототипы автомобилей выпускаются только с фарами адаптивного освещения. Теперь фары могут поворачиваться в сторону виража. Что-то подобное демонстрировал Cadillac лет семьдесят назад, а позже и Citroen. Но тогда фары были механически «привязаны» к рулевому механизму. Современные системы используют информацию от нескольких датчиков, учитывая не только угол поворота руля, но и множество других факторов. В будущем планируют радикально модернизировать и сам световой пучок. Так, на загородных дорогах будет задействован широкий пучок, чтобы освещать даже обочины, для города - узкий, для автострад - вытянутый далеко вперед. К тому же появится дополнительный луч, освещающий внутреннюю часть поворота перед маневром. Подобной технологией уже оснащаются современные машины, такие как Audi А8. Однако поставщики «светлых» технологий не сидят сложа руки. Компании Bosch, Hella, Valeo и европейские автоконцерны разрабатывают это направление с целью соединить возможности новых фар с работой навигационных систем. Спутник сообщает о месте нахождения автомобиля, компьютер накладывает эту информацию на карту и определяет, какой свет необходим в данный момент. Например, фары могли бы автоматически включаться перед туннелем, а не внутри него.

    Светодиодное будущее

    Необходимо также упомянуть о светодиодах. Многие предполагают им «светлое» будущее. В частности, на автомобильном транспорте массовое их использование началось с внедрения в конструкцию третьих стоп-сигналов. Сейчас существует очень много подходов в проектировании светодиодов и возможностей их использования в стопах и фарах ближнего и дальнего света. И это не удивительно, потому что у светодиодов есть ряд преимуществ: незначительное потребление энергии, свечение в доли секунды, большая светоотдача, компактность светодиодов, большой срок службы и т. д.

    Маркировка фар

    Маркировка автомобильной фары несет в себе большое количество информации, знать которую необходимо. Фирма-производитель может быть следующая AL, Aspock, Bosch, Britax, Carello, CEV, Cobo, Gmak, Hella, Ermax, Europoint, Koito, Ichikoh, Icjpoint, Imasen, Jokon, Lescoa, OEW, Olsa, Освар, Rinder, Reiluxia, Rubbolite, TRW, THK, Schefenacker, Seima, Sylvania, Sidler, Socop, Stanley, SWF, Superpoint, Valeo, Vignal, Yorka, ZKW, ULO.
    Международное обозначение категории: С - ближний свет, R - дальний свет, H - только с галогенной лампочкой, HCR - ближний и дальний с галогенной лампочкой, DC - ближний ксенон, DCR - дальний и ближний ксенон, PL - пластмассовый рассеиватель, S - лампа-фара (цельностеклянная), В - противотуманная фара, А - габаритный огонь. 02 - код официального утверждения.

    Округленное значение силы света

    Если на фаре стоит стрелка, то такая фара предназначена для левостороннего движения, если стрелки нет - то для правостороннего. Если стрелка двухсторонняя ( ), то фара годится и для лево-, и для правостороннего движения.
    Надписи на блок-фаре канадской Камри следующее: НВ4 НВЗ VOR 06-36 TOYOTA DOT R SAE HR AI5PP200R. TOYOTA 06-38 USA DOT R(L) SAE AIP2RS 2 TOO. Koito HCR PL 04 A02 E13 7931 для фары. Koito 2a R02 F00 S1 IB 02 AR00 E13 7933 для фонаря. Вот и отличия.
    Для каждого автомобиля предприятие-изготовитель обязано указывать начальный угол наклона ближнего света фар на корпусе фары, которое может дублироваться на специальной табличке под капотом или на заводской табличке. Отсутствие маркировки говорит о «неполном товаре». На «американцах» она отсутствует. Как правило, начальный угол составляет 1,0-1,5 %. Корректор угла наклона должен присутствовать, поскольку при загрузке автомобиля начальный угол меняется.

    Читаем маркировку фонаря

    Сигналы торможения обозначаются S1 (красного цвета). R - задние габаритные фонари (красного цвета). Если лампа общая для сигнала торможения и габарита - обозначается R-S1. Дополнительный стоп-сигнал обозначается S3 (красного цвета). Фонари заднего хода обозначаются AR (белого света). 1, 1b - обозначение переднего указателя поворотов, 5 - бокового, 2а - заднего (все излучают оранжевый свет). Хотя современная оптика предлагает и прозрачные указатели (белого света), но светят они оранжевым. Так и черные фары, у которых специальная бленда внутри делает для человеческого глаза их темными, но на самом деле они светят белым светом.
    На автомобилях, предназначенных для североамериканского рынка, отсутствует европейская маркировка светотехники. Указатели поворотов на чистых «американцах» красные, хотя встречаются и комбинации вроде: передние оранжевые, а задние красные. Канадские модели имеют оранжевые повороты, но, как и в «американцах», отсутствуют боковые указатели поворота. Также у североамериканских моделей отсутствуют задние противотуманные фонари, обязательные в Европе. 1А - обозначаются световозвращатели. Если на автомобилях обязателен только задний красного цвета, то на прицепах должен быть и передний световозвращатель белого цвета. Боковые обязательны только на ДТС длиной более 6 метров. Поэтому на автомобилях они могут не устанавливаться. Цвет боковых световозвращателей - оранжевый. Фонарь освещения заднего номерного знака обозначается L. Боковые габаритные огни обязательно применимы на ДТС длиной более 6 метров. Обозначаются они SM1 и SM2 (для легковых) и имеют оранжевый цвет. Для задних применяют красный. На прицепах дополнительно применяют светоотражатель треугольной формы, с обозначением IIIА и контурные огни.

    Читаем маркировку лампы

    Маркировка наносится на цоколе лампы. Торговая или фабричная марка. Международное обозначение категории приведено в таблице:
    Категория Применение В/Вт
    R2 Дальний-ближний свет 6/45/40, 12/45/40,24/55/50
    HI Противотуманные фары, дополнительные фары, ближний-дальний для четырехфарной системы 6/55,12/55,24/70
    Н2 Дальний, ближний свет 6/55,12/55,24/70
    нз Противотуманные фары, дополнительный фары 6/55,12/55,24/70, голубые 12
    H4 Дальний-ближний свет 12/60/55,24/75/70, голубые 12
    Н7 Дальний-ближний свет для четырехфарной системы, противотуманные фары 12/60/55, голубые 12
    НВЗ Дальний свет четырехфарной системы 12/60
    НВ4 Ближний свет четырехфарной системы 12/55
    R5W Передний и задний габаритные фонари 6/5, 12/5, 24/5
    R10W Задний габаритный фонарь 6/10,12/10,24/10
    P21/5W Сигнал торможения 6/21/5,12/21/5,24/21/5
    PY21 Сигнал торможения 6/21/5,12/21/5,24/21/5
    C5W Лампа подсветки номерного знака, задний габаритный фонарь 6/5,12/5,24/5
    C21W Лампа заднего хода 12/21
    T4W Передний габаритный фонарь 6/4,12/4,24/4, Голубые 12/4
    W5W Передний габаритный фонарь, лампа подсветки номерного знака 6/5,12/5,24/5, Голубые 12/5
    W3W Передний габаритный фонарь, лампа подсветки номерного знака 6/3,12/3, 24/3
    DIS Ближний свет для четырехфарной системы с 91г. 85
    023 Ближний свет для четырехфарной системы с 94г. 85
    D2RS Ближний свет для четырехфарной системы с 96г. 85






  (c) moskvich2140.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru