Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать      Контакты







    Ремонт коробки передач автомобиля Москвич




    Основные данные коробки передач и ее механизм управления

    На автомобиль установлена четырех скоростная коробка передач с четырьмя передачами вперед и одной назад.
    Все шестерни коробки передач имеют косые зубы кроме шестерен заднего хода 16 и 45 (рис. 1) и соответствующего венца блока промежуточных шестерен. Коробка снабжена синхронизаторами для включения первой, второй, третьей и четвертой передач.

    Коробка передач
    Рис. 1

    Первичный вал 1 и шестерни первой 21, второй 15, третьей 13 передач находятся в постоянном зацеплении с блоком 40 шестерен промежуточного вала. Ведомая шестерня заднего хода 16 свободно перемещается по шлицам ступицы 17. Шестерни первой, второй и третьей передач установлены на вторичном валу на зафиксированных относительно вала 26 стальных втулках. В промежуточную шестерню заднего хода запрессована бронзовая втулка.
    Механизм переключения передач смонтирован на боковой крышке. Переключатель 12 передач (рис. 2) с помощью рычага 6 может устанавливаться в три положения: включение первой и второй передач, включение третьей и четвертой передач, включение заднего хода, с одновременным воздействием при этом на подпружиненный упор заднего хода 17.

    механизм переключения передач
    Рис. 2

    В картере 53 (см. рис. 1) на неподвижном стержне 51 установлены две скользящие вилки переключения передних передач. Вилка включения заднего хода 55 расположена на поперечном валике 54 рычага.
    Стальной кронштейн 36 задней опоры двигателя размещен в средней части удлинителя 30.
    Коробка управляется рычагом 6 (рис. 3), смонтированным на напольном механизме управления коробкой передач. Механизм управления коробкой имеет два выходных рычага 23 и 24 (рис. 4), соединенных тягами с рычагами механизма переключения, смонтированного на боковой крышке коробки передач.

    механизм управления коробкой

    Рис. 3

    установка механизма управления коробкой передач

    Рис. 4

    механизм управления коробкой

    Рис. 5. Снятие коробки передач с автомобиля (вид снизу, сзади):
    1 - сливная пробка; 2 - поперечина задней опоры двигателя; 3 - болты крепления поперечины к основанию кузова; 4 - оттяжная пружина; 5 - болты крепления подушки задней опоры

    Возможные неисправности

    В процессе эксплуатации автомобиля в коробке передач и механизме управления могут возникать неисправности, связанные с износом и поломками деталей и нарушением регулировок.
    Возможные неисправности и методы их устранения приведены в приведенные в табл.
    Определение причин неисправности начинайте с механизма управления, не снимая и не разбирая без надобности коробку передач и механизм переключения.

    Оценка технического состояния коробки передач

    Техническое состояние коробки передач и ее механизма управления может быть оценено величинами зазоров и состоянием поверхностей основных соединений, а также соответствием регулировок требованиям рисунков.
    В табл. 12 приводятся номинальные размеры, зазоры и натяги в основных сопрягаемых деталях коробки передач, обеспечиваемые при заводской сборке.
    В табл. 13 приводятся предельно допустимые износы, зазоры и требования к состоянию поверхностей основных деталей.

    Снятие коробки передач с автомобиля (без снятия двигателя)

    Снятие коробки передач с автомобиля производите в следующем порядке:
    - выверните сливную пробку картера и полностью слейте масло из коробки передач;
    - отверните гайку оболочки гибкого вала привода спидометра;
    - отсоедините концы тяг, входящих в рычаги механизма управления коробкой. Освобожденные концы тяг привяжите к удлинителю;
    - снимите оттяжную пружину промежуточного рычага тормоза, отсоедините промежуточный рычаг и передний трос стояночной тормозной системы;
    - снимите нижний болт крепления промежуточной планки к приемной трубе глушителя и ослабьте верхний болт. Планку разверните;
    - разъедините фланцы заднего карданного шарнира и, сдвигая вал назад, снимите скользящую вилку переднего карданного шарнира с хвостовика вторичного вала коробки передач и выньте карданный вал;
    - подставьте под заднюю часть картера двигателя деревянный брусок;
    - снимите поперечину задней опоры двигателя, отвернув болты;
    - выверните болты крепления картера коробки передач к картеру сцепления;
    - подайте коробку передач назад и снимите ее с автомобиля.
    При снятии коробки передач следите, чтобы первичный вал выдвигался из ступицы ведомого диска сцепления одновременно с коробкой передач. При этом не допускайте провисания коробки передач на ведомом диске сцепления.

    Снятие механизма управления коробкой передач с автомобиля

    Снятие механизма управления коробкой передач производите в следующем порядке:
    - снимите рукоятку 16 рычага (см. рис. 4) управления коробкой передач, перемещая ее вдоль и покачивая вокруг стержня рычага. Снимите с кожуха резиновый уплотнительный чехол 10 рычага;
    - снимите кожух 7 с туннеля пола.
    Отверните болты крепления проводов к выключателю света заднего хода;
    - отверните гайку оболочки гибкого вала привода спидометра;
    - разъедините концы обеих тяг управления коробкой передач, входящих в рычаги механизма управления. Освобожденные концы тяг привяжите к удлинителю;
    - отцепите передний трос от промежуточного рычага;
    - снимите нижний болт крепления промежуточной планки к приемной трубе глушителя;
    - снимите поперечину задней опоры двигателя, для чего отверните болты крепления подушки задней опоры к кронштейну на удлинителе и болты крепления поперечины к основанию кузова. Придерживая рукой за удлинитель, плавно опустите коробку передач вниз до упора двигателя в щит передка;
    - отверните болты 15 (рис. 4) и снимите с туннеля механизм управления коробкой передач.

    Разборка коробки передач

    Разборку коробки передач осуществляйте, закрепляя ее в тисках за правые лапы картера. При этом на губки тисков должны быть установлены мягкие накладки. Затягивайте тиски минимальной силой, необходимой для удержания картера.
    Разборку коробки передач производите в следующем порядке:
    - отверните болты крепления крышки 56 люка паразитной шестерни заднего хода (см. рис. 1), снимите крышку;
    - снимите со шлицев рычага вилку включения заднего хода 55;
    - поставьте в нейтральное положение переключатель передач 48 (в этом положении он беспрепятственно перемещается вдоль своей оси);
    - отверните болты крепления боковой крышки (с механизмом переключения передач в сборе) и снимите крышку, перемещая ее вначале параллельно самой себе до тех пор, пока шлицевой конец рычага вилки включения заднего хода не выйдет из отверстия в бобышке картера;
    - отверните болты крепления кронштейна задней опоры двигателя к удлинителю и снимите кронштейн 36;
    - отверните болты крепления удлинителя и выдвиньте удлинитель из картера на величину не менее 5 мм. Затем поверните удлинитель вокруг его продольной оси так, чтобы предусмотренная в его фланце выемка совместилась с осью блока шестерен 44, что необходимо для выпрессовки оси дальнейшей разборки коробки передач;
    - при необходимости проверки или замены паразитной шестерни заднего хода 2 (рис. 6) и ее оси 1 последнюю выпрессуйте из картера при помощи болта 5, втулки 3 и набора шайб 4;
    Выпрессовка оси промежуточной шестерни заднего хода
    Рис. 6

    - выпрессовку оси блока шестерен промежуточного вала производите при помощи трех оправок (заводские №№ 9454-529, 9454-530, 9480-2374), изображенных на рис. 7, предупреждающих рассыпание игл подшипников блока шестерен.
    Оправка для выпрессовки и запрессовки оси блока шестерен промежуточного вала
    Рис. 7

    Выпрессовку оси начинают короткой оправкой 2 со стороны переднего торца картера. За короткой оправкой направляют полую оправку 1 и полностью вводят ее в отверстие блока шестерен. В процессе работы следите за тем, чтобы применяемые оправки не имели забоин. Допускается применение одной оправки той же длины, что и полая, но без рамок;
    - поверните удлинитель вокруг его продольной оси так, чтобы открыть доступ к стержню 51 (см. рис. 1) вилок переключения передач;
    - отверните винт 35 (для отвертывания винта нужно приложить повышенное усилие, так как головка винта закернена). При помощи выколотки выбейте из картера направляющий стержень вилок переключения передач. Для облегчения этой операции после перемещения стержня примерно на 12 мм поверните его с помощью бородка на 90 градусов, чтобы шарики фиксатора не попали в лунки стержня, затем извлеките из картера обе вилки и выпавшие из вилок шарики фиксаторов и их пружины;
    - выведите из картера удлинитель с вторичным валом в сборе, для чего предварительно опустите блок шестерен промежуточного вала (в сборе с полой оправкой) до упора в дно картера;
    - выпрессуйте из картера первичный вал, нанося по торцу его зубчатого венца легкие удары молотка через упирающуюся в венец бронзовую оправку.

    Разборка первичного вала

    Разборку первичного вала производите в следующем порядке:
    - снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. При снятии кольца разожмите его настолько, чтобы оно только вышло из канавки, поскольку при чрезмерной деформации кольцо теряет свою упругость и не может быть использовано вторично. - спрессуйте подшипник первичного вала;
    - снимите упорное кольцо с подшипника первичного вала;
    - снимите стопорное кольцо 7 (рис. 1) первичного вала с помощью шила и выньте из гнезда первичного вала упорное кольцо 6 и ролики переднего подшипника 5 вторичного вала.

    Разборка удлинителя и вторичного вала

    Разборку удлинителя и вторичного зала производите в следующем порядке:
    - отверните болт крепления привода спидометра и, поворачивая редуктор, выньте его из удлинителя;
    - установите вторичный вал 5 (см. рис. 8) задним концом в закрепленный стакан и отверните концевую гайку, предварительно разогнув стопорную шайбу;
    - удалите с вторичного вала муфту со ступицей включения третьей и четвертой передач;
    - установите лапки съемника между шестернями 4 и 5.
    При отсутствии съемника выполните эту операцию с помощью двух отверток, которые следует вставить между шестернями 3 и 4;

    Отвертывание концевой гайки вторичного вала
    Рис. 8

    - удалите с помощью того же съемника ступицу шестерни заднего хода 5. Эту операцию также можно выполнить и двумя отвертками, заведенными, как и съемник в пространство между торцом удлинителя 9 и шестерней первой передачи 7. При этом примите меры, исключающие деформацию торца удлинителя, что может быть достигнуто применением широких отверток или с помощью подкладок;
    - снимите упорное кольцо среднего подшипника вторичного вала щипцами и легкими ударами деревянного бруска в задний торец вторичного вала выбейте вал в сборе с подшипником из удлинителя;
    - снимите со вторичного вала стопорное кольцо, а затем ведущую шестерню привода спидометра. Далее ударами деревянной рейки по вторичному валу выбейте шарик-фиксатор шестерни из отверстия вала;
    - установите вторичный вал передним концом на деревянный брусок и с помощью трубок, опираясь во внутреннее кольцо подшипника, спрессуйте подшипник 8 (рис. 9) с вторичного вала 10;
    - выпрессуйте из хвостовой части удлинителя сальники. Если сальники подлежат замене, то можно удалить их отверткой.

    Разборка вторичного вала
    Рис. 9

    Разборка механизма переключения передач (боковой крышки коробки)

    Разборку механизма переключения передач производите в следующем порядке:
    - аккуратно выбейте палец 4 (рис. 2), предварительно расшплинтовав и сняв гайку, и снимите рычаг 6;
    - отверните винты крепления кронштейна 5. Снимите кронштейн и выньте упор 17 с пружинами. Если между упором заднего хода и пластиной кронштейна окажутся регулировочные прокладки, то при сборке механизма все прокладки обязательно поставьте на место;
    - отверните гайку и медной выколоткой выбейте клин из рычага переключения передач и снимите рычаг;
    - разогнув стопор 2, отверните гайки 3 и снимите кронштейн 4 с упором переключения заднего хода;
    - выньте из крышки замок 14 (см. рис. 2) с переключателем передач 12 и выньте из кольцевой канавки втулки сальник 13.

    Приспособление для сборки и разборки деталей механизма переключения передач
    Рис. 10.

    Разборка механизма управления коробкой передач

    Разборку механизма производите в следующем порядке: - выверните из корпуса 3 (см. рис. 3) выключатель света заднего хода 1. Если на выключатель надеты регулировочные прокладки 2, то при сборке механизма прокладки установите на прежнее место;
    - выпрессуйте из ступицы 7 в направлении выключателя 1 света заднего хода ось 9 и снимите рычаг 6 в сборе с вкладышами 5 и втулками 8.
    При снятии рычага поверните вкладыши таким образом, чтобы они прошли через окно в ступице;
    - отверните гайку и молотком выбейте клин 11 из поводка 4. Снимите верхний рычаг управления переключателем 12. Выпрессуйте из корпуса 3 втулки 10;
    - отверните гайку и молотком выбейте клин из рычага 15 и, выдвигая ступицу 7 из корпуса 3 в бок (от рычага переключения передач 15), снимите рычаг 15. Выпрессуйте из корпуса ступицы втулки 13.

    Проверка состояния деталей

    Перед осмотром детали промойте в керосине или бензине, очистите от отложений и остатков смазки. Прочистите смазочные и балансировочные отверстия в шестернях первой, второй, третьей передач и в первичном валу, а также масляный канал в задней части удлинителя (у втулок).
    При определении пригодности деталей для дальнейшей эксплуатации руководствуйтесь рекомендациями таблицы 13, при необходимости - справочными данными таблицы 12, а также помещенными ниже указаниями по подбору блокирующих колец к конусам шестерен.

     Продолжение





  (c) moskvich2140.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru