Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать      Контакты







    Ремонт стартера автомобиля Москвич




    На двигателе установлен стартер СТ117-А (рис. 1),

    стартер

    представляющий собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле 2 типа РС-14, расположенным на корпусе 25 стартера.
    Стартер имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения З, три из которых соединены между собой последовательно, одна - параллельно. Якорь 26 стартера вращается в двух бронзографитовых подшипниках 21, установленных соответственно в крышках 20 и 29. Крышки прикреплены к корпусу 25 стартера двумя стяжными болтами.
    На задней крышке укреплены два изолированных щеткодержателя 14 и два щеткодержателя 16, замкнутых на "массу". В щеткодержателях помещены соответственно изолированные и замкнутые на "массу" щетки. Все щетки имеют гибкие канатики, соединенные винтами 13 со щеткодержателями. Изолированные щеткодержатели соединены между собой медной соединительной перемычкой 12. К одному из них подведен конец трех последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к болту 4 клеммы тягового реле. Щетки прижимаются к коллектору при помощи пружины 15 щеткодержателя. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора в корпусе стартера имеются окна. Во избежание засорения стартера его окна закрыты защитной лентой 28 с водонепроницаемой картонной прокладкой 27.

    Технические данные

    Номинальное напряжение – 12 В;
    Номинальная мощность - 1,32 (1,80) кВт (л.с.);
    Ток холостого хода - не более 85 А;
    Частота вращения якоря при холостом ходе - не менее 500 об/мин;
    Ток при тормозном моменте 16 Нм (1,6 кгс•м) - не более 500 А;
    Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни при вода с прокладкой толщиной 16,5 мм, помещенной между шестерней и ее упором - не более – 9 В;
    Усилие пружины щеткодержателя на щетку - 10-14 (1,0-1,4) Н (кгс);

    Возможные неисправности старте и способы их устранения даны в табл.

    Контрольная проверка стартера

    Стартер проверяйте на холостом ходу и в режиме полного торможения. Кроме того, проверьте тяговое реле включения стартера. Источником питания стартера при проверке служит аккумуляторная батарея.

    Проверка стартера на холостом ходу

    Приборы и приспособления: стенд или тиски (при отсутствии стенда), амперметр с шунтом, вольтметр, тахометр. Схема проверки включения стартера казана на рис. 2.

    схема проверки включения стартера
    Рис. 217. Схема проверки включения стартера:
    1 - динамометр; 2 - тормозной рычаг; 3 - стартер; 4 - электромагнитное тяговое реле; 5 - кнопочный выключатель; 6 - шунт амперметра; 7 - аккумуляторная батарея; 8 - амперметр; 9 – вольтметр.

    Для проверки на холостом ходу установите стартер на специальный стенд или зажмите в тисках. Применяемая аккумуляторная батарея 6-СТ-55 должна быть полностью заряжена. Присоединительные провода к батарее, к шунту амперметра и к стартеру должны иметь сечение не менее 16 мм².
    При напряжении на клеммах 12 В исправный стартер должен потреблять ток не больше 85 А, а частота вращения якоря должна быть не менее 5000 об/мин.
    Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических и механических неисправностях стартера, замыкании обмотки якоря на "массу" или замыкании между витками. Малый потребляемый ток и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на клеммах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или слабом давлении пружин щеток.

    Проверка стартера в режиме полного торможения

    На шестерню привода стартера закрепите приспособление, имеющее рычаг и связанное с динамометром для измерения крутящего момента. Для проверки включите стартер на 4-5 секунд во избежание перегрева и повреждений. Тормозной момент определите произведением длины рычага в метрах на показание динамометра в килограммах.
    у исправного стартера при напряжении на клеммах 12 В и токе нагрузки не более 500 А крутящий момент должен быть не менее 16 Нм (1,6 кгс•м).
    Если вал якоря проворачивается, исправьте или замените муфту свободного хода привода стартера.
    Если потребляемый ток выше 500 А, а тормозной момент ниже 16 Нм (1,6 кгс•м), следовательно, неисправна обмотка якоря или обмотка возбуждения.
    Если величина тормозного момента и сила потребляемого стартером тока ниже нормы (при нормальном напряжении на клеммах стартера), следовательно, плохие контакты внутри стартера или слабое натяжение пружин щеток.
    Если величина тормозного момента и сила тока, потребляемая стартером, ниже нормы (при пониженном напряжении на клеммах стартера), следовательно, плохие контакты в проводах или неисправна аккумуляторная батарея.

    Проверка и регулировка привода стартера

    Проверку и, при необходимости, регулировку привода стартера производите в следующем порядке:
    1. При выключенном положении стартера проверьте размер 34 мм (рис. 1) от фланца крышки до торца шестерни привода. Регулировку этого размера, в случае необходимости, производите регулировочным винтом 18 рычага 11 включения привода стартера.
    2. После проверки и регулировки исходного положения шестерни привода стартера в выключенном положении, нажав на рычаг 11 (предварительно сняв защитный кожух 10) до упора, переместите привод в направлении включения и произведите проверку величины хода шестерни при включении. У правильно отрегулированного стартера зазор между торцом включенной шестерни привода и упорной втулкой должен быть (4,5±0,5) мм. Люфт якоря устраните легким отжатием его в сторону коллектора.
    Регулировку этого зазора производите поворотом шпильки 9 якоря реле, для чего предварительно выньте шплинт и ось рычага привода.
    При увеличенном зазоре регулировочную шпильку вверните, а при уменьшенном - выверните.

    Проверка тягового репе включения стартера

    Приборы и приспособления: реостат, вольтметр, контрольная лампа.
    Проверку напряжения включения тягового реле производите с помощью реостата, включаемого в цепь реле. Регулируя реостатом, определите по вольтметру напряжение, при котором замыкаются главные контакты реле. Это напряжение должно быть не более 9 В. Если напряжение повышено, то неисправны обмотки реле или имеются механические повреждения в системе привода стартера. С помощью контрольной лампы проверьте отсутствие замыкания на "массу" всех клемм на крышке реле.

    Проверка стартера на отсутствие замыкания обмоток на "массу"

    Проверку отсутствия замыкания внутренней цепи стартера на "массу" проводите в следующем порядке:
    1. Приподнимите над коллектором неизолированные "массовые" щетки.
    2. Отсоедините вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя.
    З. Отсоедините вывод обмотки возбуждения стартера от тягового реле.
    4. Подведите к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера напряжение (через контрольную лампу) от аккумуляторной батареи или от сети.
    Если лампа загорится, это укажет на короткое замыкание во внутренней цепи стартера.
    Проверку отсутствия замыкания обмотки возбуждения на "массу" производите в следующей последовательности:
    1. Отсоедините вывод обмотки возбуждения от тягового реле.
    2. Приподнимите неизолированные щетки.
    3. Отсоедините вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя.
    4. Отверните винты от изолированных щеткодержателей и выньте из них щетки.
    5. Подведите напряжение к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера.

    Если лампа загорится, это укажет на короткое замыкание в обмотке возбуждения.
    Проверку отсутствия замыкания изолированных щеткодержателей на "массу" проводите также, как и при предыдущей проверке. Однако напряжение подводите к изолированному щеткодержателю и к "массе".
    Проверку отсутствия замыкания обмотки якоря на "массу" производите в следующей последовательности:
    1. Приподнимите неизолированные и изолированные щетки.
    2. Подведите напряжение к ламелям коллектора и корпусу стартера.
    Если лампа загорится, это укажет на короткое замыкание в обмотке якоря.

    Обмотку якоря на межвитковое замыкание проверяйте на стенде. Уложите якорь на шарикоподшипники стенда, а трансформатор стенда включите в сеть переменного тока напряжением 220 В. Затем на железо якоря вдоль оси наложите тонкую стальную пластину и, медленно проворачивая якорь (придерживая при этом пластину от проворачивания), наблюдайте за пластиной. При межвитковом замыкании пластина начнет вибрировать и притягиваться соответствующим пазом якоря.

    Проверку замыкания обмотки якоря или ламелей коллектора на "массу" производите переменным током 220 В, подключая его к якорю последовательно с лампой накаливания. Один полюс источника тока присоедините к любой ламели коллектора, а другой - к валу якоря. Если лампа загорится, то это укажет на замыкание обмотки (или деталей коллектора) на "массу". Якорь в этом случае подлежит замене.

    Разборка стартера

    Разборку и ремонт стартера производите в следующем порядке:
    1. Ослабьте стяжной винт и снимите защитную ленту 28 с корпуса 25 (рис. 1).
    2: Отверните винты 13 крепления щеточных канатиков и, приподняв пружины 15 щеткодержателя, выньте щетки из щеткодержателей 14 и 16.
    3. Отверните четыре винта и снимите защитный кожух 10, закрывающий якорь реле.
    4. Расшплинтуйте и выньте штифт, соединяющий якорь реле с рычагом 11 включения привода.
    5. Отверните и выньте две стяжные шпильки.
    6. Снимите крышку 29 со стороны коллектора.
    7. Снимите корпус 25 вместе с реле.
    8. Отверните гайку оси рычага привода и выньте ось из крышки.
    9. Выньте якорь вместе с приводом из крышки, при этом снимите с шейки якоря регулировочные шайбы и фигурную шайбу с буртиком.
    10. Сдвиньте легким ударом по торцу цилиндрическую упорную шайбу в сторону привода, затем с помощью отвертки раздвиньте пружинное замковое кольцо и выньте его из выточки вала якоря.
    11. Снимите пружинное кольцо, упорную шайбу с вала якоря и привод.

    Осмотр, проверка, устранение неисправностей и сборка стартера

    После разборки тщательно очистите детали стартера, промойте бензином или керосином и протрите чистой тряпкой.
    Предупреждение. Во избежание вымывания смазки из пористых бензографитовых подшипников крышек стартера и из привода не мойте эти детали в бензине или керосине.
    Осмотр, проверку, устранение неисправностей производите в следующем порядке:
    1. Осмотрите корпус стартера, удалите грязь и медно-графитовую пыль с внутренней поверхности.
    2. Проверьте состояние изоляции катушек обмотки возбуждения, а также отсутствие в них обрывов и замыканий (см. раздел "Проверка и регулировка привода стартера").
    Снятие и замену неисправностей катушек обмотки возбуждения производите в следующем порядке:
    - отпаяйте конец обмотки возбуждения от вывода;
    - отверните с помощью пресс-отвертки четыре полюсных винта и выньте полюса, предварительно отметив на полюсах и корпусе места их расположения;
    - выньте катушки возбуждения из корпуса.
    Установку новых катушек возбуждения производите в обратной последовательности с учетом следующих указаний:
    - опустите полюсные винты перед установкой в натуральную олифу;
    - установите полюса с катушками строго по меткам и, разведя их по диаметру, закрепите полюсными винтами;
    - установите и зачеканьте винты по шлицу после затяжки винтов.
    З. Проверьте состояние щеток и легкость их перемещения в щеткодержателях. Щетки, имеющие высоту 6-7 мм, замените.
    4. Осмотрите и проверьте состояние обмотки якоря и рабочей поверхности коллектора.
    Загрязненный коллектор очистите стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100, после чего продуйте стартер сжатым воздухом. При значительной шероховатости коллектора и выступании слюды между его пластинами проточите коллектор на токарном или специальном станке. После проточки зачистите поверхность коллектора стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Слюду между пластинами коллектора стартера не подрезайте, так как медная щеточная пыль с грязью набьется в канавки, что может нарушить нормальную работу стартера. Биение коллектора по отношению к цапфам вала не должно превышать 0,05 мм, а чистота обработки должна быть не менее 7 класса (Rа-1,25 мкм).
    Давление пружин щеток проверяйте динамометром. Оно должно быть в пределах 10-14 Н (1,0-1,4 кгс). Регулировку производите закручиванием или раскручиванием стойки крепления конца пружины плоскогубцами. Повышенное давление приводит к преждевременному износу щеток, а пониженное - к зависанию щеток и потере мощности стартера.
    5. Проверьте состояние контактов тягового реле стартера. При значительном подгаре контактов зачистите их мелкой стеклянной шкуркой. При износе в месте соприкосновения с контактным диском разверните контакты на 180°.
    6. Осмотрите привод и при наличии забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте тонким наждачным кругом малого диаметра. 7. Проверьте и отрегулируйте вылет шестерни привода (см. раздел "Проверка и регулировка привода стартера").
    Сборку стартера производите в обратной последовательности, с учетом того, что резьбу шейки вала якоря стартера, по которой перемещается привод, перед сборкой следует промыть бензином или керосином, протереть и смазать маслом, применяемым для двигателя.
    При включении стартера привод должен перемещаться по резьбе вала якоря без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Шестерня привода должна свободно от руки проворачиваться по часовой стрелке на валу якоря, а при обратном вращении должна вращаться вместе с валом якоря.
    После сборки стартера проверьте и отрегулируйте осевой зазор якоря и вылет шестерни привода. Осевой зазор якоря устанавливается с помощью регулировочных шайб, расположенных на шейке вала со стороны привода, и должен быть не более 0,8 мм.





  (c) moskvich2140.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru