Главная Вокруг авто Общий тюнинг Автолегенды Практические советы Полезно знать | ||
Тормозные жидкости для автомобиляАвтовладельцы зачастую считают, что тормозная жидкость в их автомобиле вечная, и заливается раз и навсегда, либо просто ленятся производить плановую замену тормозной жидкости, предусмотренную производителем. Совершенно напрасно. Тормозными жидкостями обычно называют рабочие жидкости, применяемые в различных гидравлических системах автомобилей. Традиционным является применение тормозных жидкостей в гидроприводах тормозной системы и сцепления. Тормозные жидкости также могут применяться в других системах, например, в качестве рабочей жидкости для централизованной гидравлической системы и гидроуслителя рулевого механизма. В большинстве случаев в подобных системах применяются синтетические жидкости, произведенные на основе гликолевых эфиров, полиэфиров и боратов. Реже применяются так называемые «минеральные» тормозные жидкости типа LHM (liquide hydraulic minеrale). Например, на автомобилях Citroen подобные жидкости используются одновременно в тормозной системе, гидравлической системе подвески и в гидроусилителе рулевого управления. Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям. Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям, напрямую связаны с выполняемыми ими функциями и условиями работы. Вот основные из них: Текучесть при низких температурахЧрезмерное загустевание жидкости при низких температурах может привести к замедлению реакции и снижению эффективности работы (вплоть до полного блокирования) тормозной системы. При выборе тормозной жидкости необходимо учитывать предельные зимние температуры, характерные для данной климатической зоны. Самым опасным является случай, когда в пути температура окружающей среды падает до критических значений (-30°С и ниже). При этом некачественная, неправильно подобранная или уже отработавшая свой срок тормозная жидкость может застыть в магистралях тормозной системы прямо во время движения, что означает полный отказ тормозной системы. Подобное может произойти также при выезде из относительно теплого гаража на сильный мороз.Сохранение вязкости при высоких температура и хорошие смазывающие свойстваПониженная вязкость при высоких температурах приводит к снижению толщины пленки до значений, недостаточных для нормальной смазки и может вызвать протечки в рабочих цилиндрах. При этом происходит замедленное, неравномерное затормаживание, а также износ и снижение срока службы подвижных элементов системы.СтабильностьРабочие характеристики тормозных жидкостей должны сохраняться в заданных пределах при длительной эксплуатации в широком диапазоне температур.Совместимость с резиновыми элементами, металлами, защита от коррозии. Тормозные жидкости не должны вызывать разбухание или размягчение резиновых элементов в тормозной системе выше установленных пределов, а также коррозию различных металлов, присутствующих в системе. В противном случае это может привести к неравномерной работе, блокированию тормозной системы или к ее выходу из строя из-за протечек. Высокая температура кипенияВ процессе торможения кинетическая энергия движущегося автомобиля переходит в тепло. Выделившиеся в рабочих элементах тормозной системы (колодках, дисках) тепло приводит к разогреву рабочих цилиндров, в которых непосредственно находиться тормозная жидкость, до температуры порядка 120°С и выше. При этом, уже при температурах, близких к температуре кипения (обычно на 20-25°С ниже температуры кипения), в тормозных жидкостях возможно образование паровой фазы, а, следовательно, и паровых пробок в гидроприводе. В отличие от жидкости пар сжимаем (свойство газов). В этом случае при нажатии на педаль тормоза происходит сжатие паровой фазы, и усилие не передается к исполнительным механизмам тормозной системы (педаль «проваливается»). При росте содержания воды в процессе эксплуатации температура кипения падает, и риск возникновения паровых пробок (особенно при интенсивных торможениях с полной загрузкой автомобиля) возрастает.ГигроскопичностьСинтетические тормозные жидкости обладают свойством поглощать воду из окружающей среды (или гигроскопичностью). Это свойство препятствует накоплению в воды в свободном виде путем ее химического связывания, что предохраняет систему от образования ледяных или паровых пробок. Однако, при накоплении воды в объеме тормозной жидкости происходит снижение ее температуры кипения. Вода обычно попадает в систему при конденсации влаги из воздуха при колебаниях температуры окружающей среды. Этот процесс происходит независимо от «солидности» марки автомобиля. Конденсация происходит, даже если автомобиль стоит на стоянке или в гараже. Таким образом, за 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды. Падение температуры кипения до температуры порядка 130°С является критичным и жидкость подлежит замене.СмешиваемостьВо избежание ошибок при применении тормозные жидкости должны смешиваться с прочими марками одобренных жидкостей в любой пропорции. В противном случае возможны нарушения в работе системы вследствие образования осадков и смолянистых отложений, коррозии металлов, разбухания резиновых элементов или образования паровых пробок. Вследствие этого все «качественно» изготовленные тормозные жидкости не нефтяной природы (синтетические), удовлетворяющие спецификациям ISO 4925, SAE J1730 и FMVSS 116 (кроме DOT 5), являются полностью совместимыми между собой (но не взаимозаменяемыми!).Наиболее распространен стандарт FMVSS 116, который устанавливает 3 класса для тормозных жидкостей в зависимости от вязкости и температуры кипения. В данном стандарте регламентируется температура кипения чистой тормозной жидкости (без воды), а также температура кипения жидкости при содержании в ней 3,7% воды («мокрая» равновесная температура кипения). Воздействие на резиновые детали.Уплотнения не должны сильно разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.Несколько комментариев: Тормозные жидкости DOT 5 на основе силикона (SBBF — silicon based brake fluids) являются «тормозными жидкостями, содержащими в обязательном порядке не менее 70% двуорганополисилоксана»; Тормозные жидкости DOT 5.1 — не содержат силикона (NSBBF — non silicon based brake fluids) и, аналогично DOT 3 и DOT 4, являются смесью гликолевых эфиров и боратов эстера; Жидкости DOT 5 SBBF не совместимы с DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF и не допускают смешивания с этими классами; Стандарт FMVSS 116 также требует, чтобы жидкости DOT 5 SBBF были подкрашены в темно-красный цвет, в то время как цветовой диапазон жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF близок к бесцветному янтарю; Жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 NSBBF полностью совместимы, могут быть смешаны в любой пропорции (при должном качестве изготовления). Минеральные тормозные жидкости типа LHM применяются относительно редко. Они подкрашиваются в зеленый цвет (для избежания ошибок при применении) и не совместимы с синтетическими тормозными жидкостями, соответствующими стандартами ISO 4925, SAE Л 730 и FMVSS 116. РаньшеДо недавнего времени широкое распространение имела тормозная жидкость БСК. Она представляет собой смесь равного количества бутилового спирта и касторового масла с добавлением органического красителя (цвет жидкости оранжево-красный). Жидкость имела хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Ее можно использовать в гидроприводах тормозов и сцепления грузовых и легковых (кроме ВАЗ) автомобилей в зонах умеренного климата. При температуре ниже -17°С жидкость БСК из-за интенсивной кристаллизации начинает переходить в твердую фазу. Верхний температурный предел работоспособности также невелик — жидкость закипает при 115°С. При попадании в тормозную систему воды однородность жидкости нарушается, и она становится непригодной к использованию. Жидкость БСК не гигроскопична — это ее достоинство, со временем ее температура кипения снижается не так ощутимо, как у тормозных жидкостей на гликолевой основе, но абсолютные значения температуры кипения в 115-110°С не в состоянии обеспечить надежную работу тормозов современных автомобилей при режимах с интенсивным торможением. Кроме того, к недостаткам касторовых тормозных жидкостей можно отнести выпаривание спирта при работе с высокими температурами.Улучшенными эксплуатационными свойствами (надежная работа тормозных систем в интервале температуры от -50°С до +150°С, высокие противоизносные и защитные характеристики) характеризуются жидкости ГТЖ-22М и «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостных, противоизносных, ингибитором коррозии и др.) и красителями. Это прозрачные жидкости желтого цвета, которые имеют хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), низкую испаряемость. Жидкость «Нева» рекомендована для применения в приводах тормозов современных легковых автомобилей (за исключением ГАЗ-24 выпуска до 1985 г. из-за несовместимости с резиновыми манжетными уплотнениями гидропривода). При поглощении воды расслаивания жидкости в системе не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток этих жидкостей — высокая гигроскопичность. В результате накопления влаги в жидкости резко (с 180-200°С до 120-140°С) уменьшается температура ее кипения. Жидкость ГТЖ-22М по показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами. Более высокое качество имеет всесезонная тормозная жидкость «Томь», представляющая собой смесь гликолей (тилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозионной присадки. По внешнему виду очень похожа на жидкости «Нева» и ГТЖ-22М. Основные ее преимущества: меньшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении (с 205-220°С до 140-160°С), улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов всех отечественных грузовых и легковых автомобилей. Жидкость «Роса» представляет собой композицию на основе борсодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок. По внешнему виду — прозрачная бесцветная однородная жидкость. Имеет исключительно хорошие эксплуатационные свойства (особенно высокотемпературные — температура кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости 260°С и 165°С соответственно), ее можно использовать в тормозных системах всех типов автомобилей при температуре окружающей среды от -50 до +50°С. Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205°С, а для жидкости «Роса» — жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230°С. Замена тормозной жидкостиКогда менять тормозную жидкость? В зависимости от условий эксплуатации и климата растет содержание воды в тормозной, жидкости. Тормозная жидкость должна быть заменена при достижении температуры кипения примерно в 125-130°С для предотвращения образования паровых пробок в системе. Практически температура кипения может быть определена путем измерения, например, плотности жидкости в бачке. Однако, это не так просто, и производители в основном рекомендуют периодичность замены с определенным запасом, обычно раз в 1 — 3 года. Интервалы замены обычно увеличиваются с ростом номера DOT. Рекомендация здесь может быть только одна: не забывать вовремя менять тормозную жидкость (стоимость этой работы невелика) и руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля, как при выборе марки тормозной жидкости, так и при определении интервала ее замены. Эта операция полезна и еще с одной точки зрения: при замене вместе с жидкостью убирается воздух, который неизбежно накапливается в тормозной системе в процессе эксплуатации.Динамики для рупора govoritel.ru. Камбо рапэ отзывы. |
||
(c) moskvich2140.ru |