Главная Вокруг авто Общий тюнинг Автолегенды Практические советы Полезно знать | ||
Как работает бесступенчатый вариатор?Идея применить на практике вариатор для изменения передаточного числа трансмиссии автомобиля принадлежит владельцу голландского завода DAF, инженеру по образованию Хубу Ван Доорну (Hub Van Doorne). В 1953 году его автоматическая трансмиссия CVT (наиболее распространенное англоязычное обозначение — CVT — continuously variable transmission) была установлена на серийную двухдверную малолитражку DAF-600 с двигателем мощностью 19 л.с. Увлеченный идеей создания автомобильных вариаторов, Ван Доорн в 1965-м году основывает фирму VDT — Van Doorne Transmissie, которая работает над усовершенствованием вариаторов и по сей день. По сути, вариатор — это вариация на тему автоматической коробки передач. И автомобиль, оборудованный им, на первый взгляд, ничем не выдает себя — педалей всего две и рычаг переключения режимов трансмиссии — P, R, N, D — такой же, как и у машины с традиционной АКПП. Но работает вариатор совершенно по-другому. В нем нет фиксированных первой, второй, десятой передач. И переключение между ними происходит плавно и незаметно. Простейшая конструкция автомобильного вариатора представляет собой два раздвижных шкива с коническими рабочими поверхностями, посаженными друг напротив друга на шлицы ведущего и ведомого валов. Связь между ними обеспечивает клиновидный ремень. Когда половинки ведомого шкива сдвигаются, а ведущего раздвигаются (или наоборот), происходит плавное бесступенчатое (отсюда и название) изменение передаточного числа. Езда на автомобиле с вариатором отличается плавностью и отсутствием даже малейших рывков. Все это не только повышает уровень комфорта, но и положительно отражается на ресурсе двигателя и деталей ведущего моста. Вариатор изначально имел два существенных недостатка, ограничивающих его применение. Это срок службы приводного ремня — около 30 тыс. км (в прошлом он мало отличался от обычных резиновых ремней привода генератора). А также ограничения по передаваемому крутящему моменту. Первую проблему удалось решить в конце 80-х годов, когда на смену тянущему ремню пришел толкающий, из упругой стали. Вариаторы с такими ремнями устанавливались на Ford Fiesta, Subaru Jasty, Honda Civic, Nissan Miera. В 90-х была решена и вторая проблема — ремень заменили специальной цепью. Первый вариатор Multitronic с цепью был установлен на Audi А6 с двигателем V6. Самоходная аккумуляторная поломоечная машина comac. |
||
(c) moskvich2140.ru |