Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Кривошипно-шатунный механизм автомобиля Москвич. Часть третья

     Назад

    Шатуны


    Шатуны стальные, кованые. Стержень шатуна двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована свертная втулка из бронзы. В ней также просверлено отверстие диаметром 6 мм для смазывания поршневого пальца. Нижняя головка шатуна разъемная. Плоскость разъема расположена под углом 90° к оси стержня шатуна. Крышка (бугель) нижней головки шатуна крепится двумя болтами, имеющими шлифованный поясок для правильного центрирования крышки. Болты М10 х 1 и гайки для крепления крышек изготовлены из легированной стали, термически обработаны и не требуют шплинтовки. Для обеспечения точности отверстие под вкладыши в нижней головке. шатуна обрабатывают в сборе с крышкой. Переставлять крышку с одного шатуна на другой нельзя. На стержне шатуна и на крышке имеются выступы, которые при сборке должны быть обращены к передней части двигателя.
    в нижней головке шатуна имеются тонкостенные взаимозаменяемые вкладыши, изготовленные из сталеалюминия. Общая толщина с антифрикционным слоем равна 1,823-1,83 мм. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами шатунных подшипников составляет 0,03-0,075 мм. Вкладыши удерживаются от проворачивания в шатуне выступами, которые входят в специальные пазы шатуна. Для обеспечения работы двигателя без вибрации шатуны в сборе с крышками подгоняют по общей массе. Шатуны по массе делят на восемь групп и маркируют электрографом на приливе крышки. Разница в массе одной группы не должна превышать 8 г. В двигатель устанавливают шатуны только одной группы. При сборке двигателя на нижней головке и на крышке шатуна выбивают порядковый номер цилиндра. Гайки шатунных болтов затягивают равномерно, при этом момент затяжки должен быть равен 55-65 Н•м.

    Коленвал


    Коленчатый вал откован из стали и установлен в пяти коренных подшипниках. Для уменьшения нагрузки на подшипники вал снабжен противовесами, откованными как одно целое с ним. Для обеспечения работы двигателя без вибрации коленвал динамически балансируют. При балансировке высверливают металл в противовесах. Неуравновешенный момент не должен превышать 0,8 МН•м. Для увеличения износостойкости шейки вала закалены ТВЧ на глубину 3-5,5 мм. Диаметр коренных шеек коленвала составляет 59,947-59,96 мм, диаметр шатунных шеек 51,994-52,012 мм.
    Масло от коренных подшипников к шатунным подводится по каналам, просверленным в шейках и щеках вала. Вследствие особого расположения масляных каналов в шатунных шейках образуются полости — грязеуловители, в которых под действием центробежных сил при работе двигателя отлагаются тяжелые частицы и продукты износа, содержащиеся в масле. Выход масла в шатунный подшипник осуществляется в двух точках через горизонтальный (при положении поршня в ВМТ) сквозной канал в шейке, что способствует более равномерному изнашиванию шейки по окружности.
    Тонкостенные вкладыши коренных подшипников изготовлены тоже из сталеалюминия. Толщина такая, как у вкладышей шатунных подшипников. Все коренные вкладыши имеют кольцевую канавку для непрерывного смазывания маслом шатунных шеек коленвала через отверстие в коренной шейке. Верхние и нижние вкладыши каждого подшипника одинаковые. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами коренных подшипников составляет 0,037-0,082 мм.
    В отдельных двигателях могут быть установлены вкладыши коренных и шатунных подшипников, изготовленные из сталебронзы со свинцово-индиевым покрытием. В этом случае общая толщина с антифрикционным слоем составляет 1,829-1,835 мм, а зазоры в подшипниках на 0,01 мм меньше указанных выше.
    Гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников нужно затягивать равномерно без рывков, в два приема: предварительно усилием руки и окончательно динамометрическим ключом с моментом затяжки 110-120 Н•м в последовательности, указанной на рис.



    Коленвал фиксируется от осевых перемещений тонкостенными биметаллическими полукольцами (полумесяцами). Фиксирующие полукольца устанавливают с двух сторон в проточках крышки среднего коренного подшипника. Это облегчает последующий ремонт двигателя, так как фиксирующие полукольца в случае их износа легко могут быть заменены новыми. На переднем конце коленвала установлены на сегментных шпонках ведущая звездочка привода ГРМ, шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания, маслоотражатель и шкив коленвала, которые прижаты храповиком, ввернутым в конец вала.
    Передний конец коленвала уплотнен сальником, запрессованным в нижнюю крышку звездочек привода ГРМ. На кромке ведущего шкива коленвала, имеются две углубленные метки: метка, соответствующая ВМТ поршня первого цилиндра для регулировки тепловых зазоров в приводе клапанов, и метка установки начального момента опережения зажигания. Задний конец коленвала уплотнен тоже сальником. В центральном отверстии на заднем торце коленчатого вала установлен шариковый подшипник, во внутрь которого входит конец ведущего вала КПП. Маховик отлит из серого чугуна. На обод маховика напрессован с нагревом стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Маховик в сборе с зубчатым венцом балансируется статически. Неуравновешенный момент не должен превышать 0,5 МН•м. Маховик сцентрирован по пояску на торцовой шейке коленвала и прикреплен к нему шестью болтами, которые стопорят, подгибая концы замочных пластин.

    После продолжительной эксплуатации двигателя при наличии глубоких задиров на поверхности шеек или искажении их геометрической формы более 0,03 мм шейки коленчатого вала нужно отшлифовать по ближайшему ремонтному размеру. Требуемая величина диаметрального зазора в подшипниках при ремонте двигателя в отдельных случаях может быть обеспечена без шлифования шеек, лишь применением новых вкладышей нормального размера. Во всех других случаях необходимые зазоры получают шлифованием шеек вала и установкой вкладышей соответствующего ремонтного размера. Для замены изношенных или поврежденных вкладышей в запасные части поставляют вкладыши нормального и четырех ремонтных размеров. У вкладышей ремонтных размеров в отличие от вкладышей нормального размера внутренний диаметр уменьшен на 0,25; 0,5; 0,75 или 1 мм.
    При нормальных условиях эксплуатации диаметральный зазор в шатунных подшипниках достигает предельной величины (0,12 мм) после того, как пробег автомобиля значительно превысит срок службы поршневых колец. Тем не менее заменить вкладыши шатунных подшипников рекомендуется одновременно с заменой поршневых колец. Это позволяет избежать повторного ремонта, а главное, улучшает условия работы шатунных шеек коленчатого вала и значительно увеличивает срок их службы. Вкладыши коренных подшипников обычно заменяют после значительного пробега автомобиля, двигатель которого подвергался ранее одному или двум текущим ремонтам.
    Вкладыши заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно, замена одного вкладыша из пары не допускается. При установке вкладышей нужно следить, чтобы фиксирующие выступы на стыках свободно входили в соответствующие пазы в блоке цилиндров, крышках коренных подшипников и в шатунах и их крышках.

    После замены вкладышей шатунных или коренных подшипников в течение 1000 км пробега скорость автомобиля не должна превышать 60 км/ч. Уход за кривошипно-шатунным механизмом в эксплуатации не проводится. Необходимо лишь периодически при необходимости подтягивать гайки шпилек крышки головки блока цилиндров и картера на холодном двигателе (15-20°С).
  (c) moskvich2140.ru