Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Кривошипно-шатунный механизм автомобиля Москвич. Часть вторая

     В начало

    Поршневые кольца


    Поршневые кольца изготавливают из индивидуальных заготовок, отлитых из специального чугуна. Форма заготовки овальная. Обработка колец производится по копиру после вырезки части из кольца и его сжатия до соприкосновения концов. Вследствие этого при работе кольца давление, которое оказывает кольцо на стенки цилиндра, неравномерно — больше у замка, меньше в середине кольца. Замки в стыке прямые. Высота верхнего компрессионного кольца 1,978-1,99 мм, высота нижнего компрессионного 2,478-2,49 мм, радиальная толщина колец 3,55-3,65 мм.




    Рис. Расположение поршневых колец в канавках поршня:
    1-верхнее компрессионное кольцо; 2-нижнее компрессионное кольцо; 3-маслосъемное кольцо; 4-поршень

    Верхнее компрессионное кольцо подвергается воздействию высокой температуры сгораемого топлива, поэтому для увеличения износостойкости наружную поверхность покрывают слоем пористого хрома толщиной 0,08-0,2 мм. На внутренней кромке верхнего компрессионного кольца имеется проточка конической формы. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца для улучшения приработки к цилиндру покрыта слоем олова толщиной 0,004-0,006 мм. На нижнем компрессионном кольце также имеется проточка, но на наружной кромке. Вследствие фасонного (в виде скребка) профиля проточки нижнее компрессионное кольцо работает как дополнительное маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо устанавливают в канавках поршней проточкой вверх, а нижнее — проточкой вниз, как на рис. При несоблюдении этого условия может произойти пропуск масла через кольца в цилиндр, нагарообразование на стенках камеры сгорания, дымный выпуск из глушителя и увеличенный расход масла. Зазор в замке колец при контроле в калибре, равном номинальному диаметру кольца (82 мм), составляет 0,3-0,45 мм.
    Маслосъемное кольцо на наружной поверхности имеет проточку с восемью щелевидными прорезями для сброса избыточного количества масла со стенок цилиндра. Сброс масла во внутреннюю полость поршня осуществляется рабочими кромками кольца, имеющими в сечении шатровую форму. Высота маслосъемного кольца 4,978-4,99 мм, радиальная толщина 3,55-3,65 мм. Кольцо устанавливают в канавке поршня в любом положении.
    Торцовый установочный зазор для верхнего компрессионного кольца равен 0,060-0,087, для нижнего 0,045-0,072, для маслосъемного 0,041-0,068 мм. При установке поршней в двигатель кольца должны быть повернуты замками на 120° один относительно другого для уменьшения возможности пропуска газов. Надевать кольца на поршень, а также снимать их нужно только в специальном приспособлении или специальными щипцами, обеспечивающими одинаковое напряжение изгиба по окружности.
    В течение срока службы двигателя расход масла на 100 км пробега не остается постоянным. Постепенно снижaяcь за период обкатки двигателя, расход масла обычно стабилизируется после 2-3 тыс. км пробега (иногда после 5-8 тыс. км) и не превышает при этом 80 г. При приближении пробега автомобиля к 50-70 тыс. км расход масла начинает постепенно возрастать.
    Необходимость в замене поршневых колец может возникнуть через 80-90 тыс. км пробега автомобиля в зависимости от качества применяемых ГСМ и общих условий эксплуатации автомобиля. Износ колец и пригорание их в канавках поршней вызывают уменьшение компрессии в цилиндрах и в результате этого снижение мощности двигателя. Дымный выпуск из глушителя является дополнительным характерным признаком износа поршневых колец.
    Прежде чем проверить расход масла, необходимо убедиться в отсутствии его течи через передний и задний сальники коленчатого вала, по плоскостям разъема масляного каpтepa, верхней и нижней крышек картера привода механизма газораспределения и крышки головки блока цилиндров. Такая течь может возникнуть не только из-за повреждений прокладок или плохой затяжки стыков, но и при неисправности (как правило, закупорке) системы отсоса картерных газов.

    Эксплуатационный расход масла (угар) в граммах на 100 км пробега определяется по формуле:
    Q = 100 (G1 — G2 + G3)/S,

    где G1-количество залитого в картер масла, г; G2-количество слитого из картера масла, г; G3-количество долитого свежего масла между сменами масла, г; S-пробег между двумя сменами масла, км.

    Из приведенной формулы следует, что расход масла определяется по массе за время, соответствующее пробегу между двумя его сменами. Чтобы избежать ошибки при определении количества масла и обеспечить полный слив его из кapтepa, температура масла перед сливом должна быть не ниже 60°, а время слива — не менее 10 мин. В тех случаях, когда требуется определить расход масла за более короткий промежуток времени, допускается ограничиться пробегом 200 км (не менее) при равномерном движении со скоростью 50-60 км/ч. Если при исправной системе вентиляции и при отсутствии течи в различных соединениях расход масла составляет 160-200 г на 100 км пробега, то причиной этого является износ или пригорание поршневых колец, которые подлежат замене.
    Кольца номинального размера применяют при замене изношенных колец для гильз цилиндров номинального размера. Чтобы сократить срок приработки колец в уже работавших гильзах цилиндров, в верхние канавки поршней устанавливают компрессионные кольца, не покрытые хромом. Кольца, диаметр которых увеличен на 0,5 и 1,0 мм, устанавливают в гильзы цилиндров, расточенные до ремонтного размера, или их используют для замены изношенных колец в таких гильзах.
    После смены поршневых колец в течение первых 1000 км пробега скорость автомобиля не должна превышать 60 км/ч.

    Поршневые пальцы


    Поршневые пальцы стальные, пустотелые, вращающиеся как в бобышках поршня, так и во втулке шатуна, т. е. плавающего типа. Наружная поверхность пальцев подвергается закалке с нагревом токами высокой частоты (ТВЧ) на глубину 1-1,5 мм. Пальцы, поршни и шатуны измеряют на заводе при температуре окружающего воздуха 20+-3°С. Палец устанавливают в бобышку поршня с зазором до 0,0025 мм или с натягом до 0,0025 мм, а во втулку верхней головки шатуна с зазором 0,0045-0,0095 мм. Пальцы, а также отверстия в бобышках поршня и верхней головке шатуна делят по размерам на четыре группы с точностью 0,0025 мм и маркируют краской от меньшего к большему:
    желтой, зеленой, белой и красной.
    Цветовые метки ставят на бобышке поршня с внутренней стороны юбки, в отверстии поршневого пальца и на верхней головке шатуна. Поршень, палец и шатун, устанавливаемые в один цилиндр двигателя, должны быть одной размерной группы. От осевого перемещения пальцы удерживаются стопорными кольцами из круглой пружинной проволоки, размещенными в кольцевых проточках бобышек поршня.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru