Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Система охлаждения двигателя автомобиля Москвич

    Система охлаждения двигателя жидкостная, замкнутого типа, герметичная. Сообщение ее с атмосферой происходит через специальные клапаны, открывающиеся при определенном давлении или разрежении в системе. Для компенсации изменений объема охлаждающей жидкости, происходящих при работе двигателя, служит расширительный бачок.
    Система охлаждения состоит из рубашек, окружающих гильзы цилиндров, стенки камер сгорания и газовые выпускные каналы 23 (рис. 34) в головке цилиндров, радиатора 6, водяного насоса 8, двухклапанного термостата 26, вентилятора 33, пробки 5 радиатора с двумя предохранительными клапанами и расширительного бачка 3. К ней подключен также теплообменник 18 отопителя салона, циркуляция жидкости через который регулируется краном 11.



    Для заполнения системы охлаждения применяют специальную охлаждающую низкозамерзающую жидкость ТОСОЛ-А40 (ТУ 6-02-751-78), которая позволяет эксплуатировать автомобиль круглый год. Эта жидкость представляет собой 50%-ную смесь ТОСОЛ-А (концентрированного этиленгликоля) с водой. Жидкость не замерзает при температуре окружающей среды до -40 ос и содержит присадки, придающие ей противокоррозионные и противовспенивающие свойства. ТОСОЛ-А40 подкрашивается в голубой цвет и специфического запаха не имеет. Его плотность при температуре 20°С равна 1,075-1,085 г/см², температура кипения при избыточном давлении 50 кПа составляет 122°с. Вместимость системы охлаждения с теплообменником отопителя кузова автомобиля равна 10 л.
    Заправка охлаждающей жидкости производится вначале через горловину радиатора, которая после наполнения последнего закрывается пробкой, а затем через пробку расширительного бачка до уровня, превышающего при холодном двигателе метку MIN.
    После нескольких пусков и прогревов двигателя уровень жидкости в расширительном бачке может понизиться вследствие вытеснения из системы первоначально оставшегося в ней воздуха. В этом случае необходимо долить охлаждающую жидкость в бачок до прежнего уровня. Температура охлаждающей жидкости в рубашке головки цилиндров при оптимальном тепловом режиме равна 80-100°с. Температуру контролируют по указателю 16, находящемуся на панели приборов, датчик 10 указателя температуры установлен в отводящем патрубке 9.
    При пуске холодного, как и при работе непрогретого, двигателя основной клапан термостата перекрывает канал выпуска охлаждающей жидкости из радиатора, а перепускной клапан открывает канал выпуска охлаждающей жидкости из головки цилиндров. При этом создается малый круг циркуляции охлаждающей жидкости через головку цилиндров, термостат и водяной насос, минуя радиатор. Это способствует ускорению прогрева двигателя и более равномерному нагреванию различных его зон. Параллельно жидкость будет циркулировать также через водяную рубашку впускной трубы, а при открытом кране отопителя салона — через его радиатор.
    При полностью прогретом двигателе основной клапан термостата открывает канал выпуска охлаждающей жидкости из радиатора, а перепускной клапан закрывает канал выпуска охлаждающей жидкости из головки цилиндров. В этом случае циркуляция охлаждающей жидкости происходит уже по основному (большому) кругу: из головки цилиндров в верхний бачок радиатора, оттуда, охлаждаясь, в нижний бачок; затем жидкость поступает в тройник термостата, а оттуда в насос и головку цилиндров. Меньшее количество жидкости будет циркулировать через впускную трубу и отопитель салона.

    Радиатор


    Радиатор системы охлаждения вертикальный, трубчато-пластинчатый. Для прохождения охлаждающей жидкости из верхнего бачка в нижний служат два ряда латунных трубок, по 29 в каждом. Для увеличения интенсивности охлаждения между трубками впаяны гофрированные теплоотводящие пластины, сделанные из меди М3. Весь набор трубок и пластин с основаниями верхнего и нижнего бачков составляет охлаждающую сердцевину или остов радиатора. К остову припаяны резервуары из латуни, составляющие вместе с основаниями верхний и нижний бачки радиатора.
    В верхнем бачке радиатора находится заливная горловина с патрубком для отвода паров, воздуха и охлаждающей жидкости в расширительный бачок, а также патрубок подводящей трубы, по которой в радиатор на охлаждение поступает жидкость из головки цилиндров. В нижнем бачке установлен патрубок, на который надевается шланг, отводящий от радиатора к термостату охлаждающую жидкость.
    Радиатор в сборе охвачен каркасной рамкой, которая используется также для жесткого крепления его к щиту радиатора автомобиля.

    Пробка радиатора


    Пробка радиатора герметично закрывает горловину радиатора. Герметичность обеспечивается резиновой уплотнительной прокладкой 5 (рис. 35), прижатой диафрагменной пружиной 4 крышки к горловине. Пробка имеет два клапана, через которые система охлаждения сообщается с расширительным бачком при колебании давления, возникающего при изменении теплового режима двигателя.


    Выпускной клапан предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при давлении в системе, превышающем 50 кПа, в случае расширения охлаждающей жидкости при нагреве или парообразовании. При открытии выпускного клапана избыток охлаждающей жидкости или пар отводится в расширительный бачок через патрубок заливной горловины радиатора.
    Впускной клапан открывается при разрежении в системе, равном 1 кПа, возникающем при остывании двигателя и уменьшении объема охлаждающей жидкости, предохраняя радиатор и другие детали системы от смятия атмосферным давлением. В процессе длительной эксплуатации двигателя с исправными клапанами при полной герметичности системы потеря жидкости практически отсутствует.
    Охлаждающую жидкость сливают при открытых пробках горловин радиатора и расширительного бачка и открытом кране отбора жидкости в теплообменник отопителя кузова одновременно через отверстие 31 (см. рис. 34) в нижнем бачке радиатора, снабженное резьбовой пробкой, и угольник 22, предварительно сняв с него подводящий шланг отопителя.

    Расширительный бачок


    Расширительный бачок из полупрозрачной пластмассы установлен на верхней части правого брызговика. На корпусе бачка имеется отметка минимального уровня жидкости. Бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, срабатывающим при давлении, близком к атмосферному.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru