Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Система охлаждения двигателя автомобиля Москвич. Часть вторая

     Назад

    Водяной насос


    Водяной насос центробежный. Рабочая полость насоса образована корпусом 1 (рис. 36) насоса и приливами к крышке картера привода механизма газораспределения и блока цилиндров с левой стороны двигателя.
    Места соединений уплотнены картонными прокладками. Насос вместе с патрубком и приливом картера привода газораспределения прикреплен к блоку цилиндров четырьмя болтами и гайками. Нижний левый болт одновременно служит для крепления установочной планки генератора. Насос приводится во вращение трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем осуществляется привод генератора.
    Корпус 1 насоса отлит из алюминиевого сплава. Гнездо в корпусе для посадки подшипников 7 образовано запрессованным в него стальным стаканом 19. Стальной вал 11 насоса установлен в корпусе на двух радиальных шариковых подшипниках 7 закрытого типа. Смазочный материал в подшипники закладывается при изготовлении, поэтому они не требуют дополнительного подвода смазочного материала в течение всего периода эксплуатации до первого капитального ремонта двигателя. От осевого перемещения в корпусе подшипник удерживает стопорный винт 9, завернутый до плотного касания его конуса с наружным кольцом подшипника и застопоренный гайкой 8. Между подшипниками на валу насоса расположена распорная втулка 10. Вал насоса удерживается от осевого перемещения во внутренних кольцах подшипников ступицей 12 шкива, напрессованной на передний конец вала, и упорным разрезным кольцом, входящим в проточку вала 11. К ступице насоса прикреплены шкив и четырехлопастный вентилятор системы охлаждения. Крыльчатка 2 насоса отлита из серого чугуна и имеет спиральные лопасти. Она насажена на задний конец вала, прижата шайбами 3 и 4 и закреплена болтом 5.
    Вал в корпусе насоса уплотнен самоподжимным сальником, состоящим из упорной шайбы 15, изготовленной из графито-свинцовой смеси, резиновой уплотнительной манжеты 14 и пружины 13. Пружина одним концом упирается в торец крыльчатки, а другим прижимает манжету и уплотняющую шайбу к шлифованному торцу втулки 6 корпуса насоса. Между резиновой манжетой 14 и пружиной 13 расположена латунная обойма 17. Задний торец манжеты упирается в крыльчатку через латунное кольцо 18. Детали самоподжимного сальника предварительно собраны в гнезде крыльчатки 2 и удерживаются стопорным пружинным кольцом 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, поскольку на уплотняющей шайбе имеется два выступа, входящих в пазы гнезда крыльчатки.
    Для предохранения подшипников вала насоса от попадания в них воды, случайно просочившейся через уплотнения, в корпусе насоса сделано специальное сливное отверстие. Появление течи из этого отверстия в процессе эксплуатации автомобиля указывает на то, что сальник неисправен. При этом ни в коем случае нельзя устранять течь, закрывая сливное отверстие. Это может вывести подшипники из строя. Необходимо разобрать насос и заменить уплотняющий узел в сборе.

    Термостат


    Термостат ТС-103 предназначен для ускорения прогрева двигателя и его впускной системы после холодного пуска и для дальнейшего автоматического поддержания рабочей температуры в необходимых пределах.



    Термостат вмонтирован в штампованный корпус-тройник. Входной патрубок 11 (рис. 37) корпуса со стороны основного клапана соединен шлангом с нижним бачком радиатора, а входной патрубок 1 со стороны перепускного клапана — с рубашкой головки цилиндров. Выходной патрубок 5 соединен шлангом с водяным насосом.
    Термочувствительный элемент термостата состоит из стакана 4, запрессованного в основной клапан 8, прижатый пружиной 6 к седлу 7. В стакан завальцована резиновая втулка 14, которая может перемещаться по поршню 13, закрепленного в держателе 9 гайкой 10. Перепускной клапан 2 установлен в обойме 12 и поддерживается пружиной З, упирающейся в дно стакана 4.
    Между стенками стакана 4 и резиновой втулкой помещена термочувствительная фракция церезина в смеси с алюминиевой пудрой. Вследствие расширения церезина стакан 4 с резиновой втулкой 14 перемещается по поршню 13, преодолевая усилие пружины 6. При этом открывается основной клапан 8 и закрывается перепускной клапан 2.
    При температуре охлаждающей жидкости 80+2°С клапаны термостата начинают перемещаться, а при 94°С занимают крайнее положение, открывая выход охлажденной жидкости из радиатора и отключая магистраль перепуска. Ход клапанов составляет при этом не менее 8 мм. При неисправном термостате, когда основной его клапан под действием пружины постоянно закрыт, двигатель будет перегреваться. Однако и при нормально перемещающихся клапанах термостата, но негерметичном основном клапане автомобиль эксплуатировать не рекомендуется, так как даже при высокой температуре окружающего воздуха двигатель будет очень долго прогреваться и работать при низкой температуре охлаждающей жидкости. В результате этого возрастает интенсивность изнашивания основных деталей двигателя, а также отложений смолистых веществ на внутренних поверхностях картера и других деталях двигателя.

    Вентилятор


    Вентилятор четырехлопастный, пластмассовый, изготовлен из полиамидной смолы. Во избежание вибрации лопастей они расположены одна относительно другой под разными углами. Вентилятор балансируют статически. Статическая неуравновешенность допускается не более 0,3 МН·м. Вентилятор со шкивом водяного насоса прикреплен к его ступице четырьмя болтами.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru