Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Рулевое управление автомобиля Москвич. Часть четвертая

     Назад

    Рулевой привод.




    Рулевой привод состоит из рычагов 1 и 10 (рис. 101) рулевой трапеции, установленных на стойках 11 передней подвески, сошки 5, маятникового рычага 7, средней б и боковых (правой и левой) тяг рулевой трапеции. Необходимое соотношение углов поворота наружного и внутреннего передних колес достигается соответствующим взаимным расположением осей вращения сошки, маятникового рычага и рычагов рулевой трапеции, а также размерами и размещением их относительно друг друга.
    Левая и правая боковые рулевые тяги состоят из наружных 2 и внутренних 4 наконечников, регулировочных муфт 3, контргаек 8 и 9. На хвостовиках наружных наконечников 2 боковых рулевых тяг нарезана правая резьба, а на внутренних наконечниках 4 — левая. Соединительные муфты имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой — левую. Это дает возможность вращением муфт увеличивать или уменьшать длину боковых тяг. В муфтах просверлено поперечное сквозное отверстие для поводка.
    После установки необходимой длины боковых рулевых тяг при регулировке схождения передних колес на автомобиле для предотвращения самопроизвольного отвинчивания шарниров следует затянуть контргайки 8 и 9. Контргайка 9 наружного наконечника имеет правую резьбу, а контргайка 8 внутреннего наконечника — левую.
    Средняя тяга б рулевой трапеции откована как одно целое с корпусами шарниров и имеет две бобышки с конусными отверстиями, в которые входят хвостовики шаровых пальцев внутренних наконечников боковых тяг рулевой трапеции.


    Четыре шарнира 34 боковых тяг (рис. 102) и шарнир средней рулевой трапеции, закрепленный гайкой 15 на бобышке 14 сошки, состоят из корпусов, верхнего 10 и нижнего 8 вкладышей из синтетического материала, шарового пальца 13, штампованного нажимного вкладыша 7, конической пружины 6, резинового уплотнительного кольца 5, заглушки 4 и стопорного пружинного кольца 3. На хвостовик шарового пальца надета шайба 11, удерживающая грязезащитный чехол 12. Чехол на корпусе закреплен мягкой проволокой 9 (одним или двумя витками).
    Шарнир, закрепленный на бобышке маятникового рычага, имеет аналогичную конструкцию, но для предотвращения проворачивания средней рулевой тяги вокруг ее продольной оси головка пальца 2 этого шарнира имеет удлиненную форму, а между верхним и нижним пластмассовыми вкладышами установлена дополнительная пластмассовая втулка 1.
    Смазочный материал в шарниры средней и боковых тяг закладывают при сборке, и пополнять его в процессе эксплуатации не требуется. Смазочный материал заменяют только при разборке для ремонта.
    Верхний и нижний вкладыши, грязезащитные чехлы, проволочная обвязка, шайбы грязезащитных чехлов, уплотнительные кольца, заглушки и стопорные пружинные кольца взаимозаменяемы для всех шести шарниров рулевого привода.
    Маятниковый рычаг 16 соединен с правой головкой средней тяги 35 рулевой трапеции при помощи пальца 2. В отверстие большой бобышки рычага запрессована ось 17, которая вращается в двух резиновых втулках 18, установленных в конусные отверстия алюминиевого кронштейна 19; выступающий из бобышки нижний конец оси приварен дуговой сваркой к маятниковому рычагу. На верхний конец оси для уменьшения трения надета шайба 20, а выше нее — шайба 21 с лыской в отверстии. На резьбовом конце навернута гайка 22 с шплинтом 23. С нижней стороны между резиновой втулкой и бобышкой рычага установлена шайба 24. Кронштейн маятникового рычага тремя болтами 28 с гайками 38 и шайбами 25 и 37 прикреплен к торцам втулок 26 и 27, приваренных к правому лонжерону 29 подмоторной рамы кузова.
    Угол поворота колес автомобиля ограничивает упор выступов, имеющихся на маятниковом рычаге и сошке в головки регулировочных болтов 33, которые ввернуты во фланцевые гайки 31 ограничителей 30 поворота, приваренных к обоим лонжеронам. Стопорят болты 33 ограничителей при помощи контргаек 32.
    В случае появления большого зазора в шарнирах или втулках маятникового рычага необходимо заменить изношенные детали или наконечники в сборе, так как несвоевременный ремонт шарнирных соединений рулевого привода может явиться причиной преждевременного износа шин передних колес и даже аварии автомобиля. Для замены изношенных деталей рулевой привод необходимо разобрать в такой последовательности:
    вынуть шплинты 36 из шаровых пальцев и отвернуть гайки до совпадения их торца с торцами пальцев;
    сдвинуть шаровые пальцы с места при помощи съемника или сделать несколько резких ударов молотком по боковым поверхностям головок сошки и рычагов рулевой трапеции; легкими ударами молотка по торцу пальца через медную или алюминиевую оправку выбить палец из конического отверстия, не отвертывая гайки с концов пальцев;
    снять тяги с автомобиля, не отвертывая наконечники во избежание нарушения регулировки схождения колес;
    снять грязезащитный чехол;
    вынуть стопорное кольцо из канавки и извлечь из наконечника заглушку, пружину, резиновое кольцо, штампованный нажимной вкладыш, шаровой палец и вкладыши из пластмассы.
    Сборку рулевого привода выполняют в обратном порядке. При сборке шарниров необходимо все детали смазать универсальной среднеплавкой смазкой (20 г на один шарнир). Если после установки новых деталей и сборки шарнира качание пальца все же будет очень легким, то необходимо вынуть заглушку и подложить под нее шайбу необходимой толщины (0,5-2 мм) и диаметра, равного диаметру заглушки.
    При износе втулок маятникового рычага их необходимо подтянуть: расшплинтовать гайку оси и подтянуть ее до исчезновения зазора в соединении, ощутимого при приложении некоторого усилия руки. Во время замены втулок после разборки узла необходимо зачистить ось мелкой шлифовальной шкуркой от грязи, ржавчины и резины. При сборке после установки втулок и оси на место на верхний конец оси сначала должна быть положена простая шайба, а затем шайба с лыской в отверстии. Это предотвратит перетирание шплинта прорезью гайки. Гайку оси затягивают до получения момента провертывания маятникового рычага 5-20 Н•м.
    При установке рулевых тяг на автомобиль особое внимание следует уделить расположению одного шарнира по отношению к другому и к головкам рычагов рулевой трапеции. Если наконечники боковых рулевых тяг снимались при разборке, то при сборке тяг необходимо выдержать расстояние между центрами шаровых пальцев наружного и внутреннего наконечников равным 336 мм. Нижние торцы наконечников необходимо установить под углом 90° один к другому.

    Уход за рулевым управлением.
    В эксплуатации уход за рулевым управлением заключается в своевременном контроле за состоянием шарниров рулевых тяг, подтягивании болтов крепления картера рулевого механизма к paмe и конусных соединений шарниров, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке рулевого механизма, подтягивании втулок маятникового рычага, а также в периодической (согласно карте смазывания) доливке масла в картер рулевого механизма. Количество масла, заливаемого в картер рулевого механизма при сборке, равно 150 г. При этом уровень масла должен находиться на расстоянии 20-30 мм от нижней кромки резьбовой втулки 21 (см. рис. 99).
    Контролировать уровень масла можно с помощью маслоизмерительного стержня (щупа) двигателя. Щуп, вставленный в отверстие втулки до упора в углубление головки вала сошки, должен быть смочен маслом в зоне метки MIN.

    Возможные неисправности.

    Состояние рулевого управления остается стабильным продолжительное время, но затем наступает период, когда эксплуатационные показатели начинают ухудшатся, и для востановления необходим ремонт. Основанием для ремонта служат те или иные неисправности…
  (c) moskvich2140.ru