Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Рулевое управление автомобиля Москвич. Часть третья

     Назад

    Осевое перемещение червяка и боковой зазор в зацеплении можно регулировать без снятия рулевого механизма с автомобиля. Для этого следует проверить осевое перемещение червяка, приложив палец к ступице рулевого колеса и к кожуху рулевой колонки и несколько раз повернув рулевое колесо на небольшой угол вправо и влево. При наличии осевого перемещения червяка палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно кожуха.
    Для устранения осевого перемещения червяка необходимо повернуть червяк вправо или влево примерно на один — полтора оборота, а затем на небольшой угол в обратном направлении, так чтобы гребни ролика не касались нитки нарезки и в зацеплении червяка и ролика был достаточно большой боковой зазор. После этого следует отвернуть на две-три нитки стопорную гайку (см. рис. 99) и подтянуть регулировочную пробку 2 так, чтобы червяк легко вращался и не имел осевого перемещения. 3атем, придерживая регулировочную пробку ключом, затянуть стопорную гайку и убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка и легкости его вращения. Если после регулировки осевого перемещения червяка возникнет течь масла по резьбе регулировочной пробки, то под стопорную гайку необходимо подложить картонную ИЛИ алюминиевую прокладку толщиной 0,1-1 мм или смазать резьбу гайки пастой «Герметик».
    После устранения осевого перемещения червяка необходимо проверить величину бокового зазора в зацеплении рабочей пары червяк-ролик. Для этого следует отсоединить от сошки шаровой палец средней рулевой тяги. Во избежание повреждения резьбы на пальце следует ослабить его посадку, ударив несколько раз молотком по боковой поверхности головки сошки, или сдвинуть палец с места специальным съемником. 3атем следует установить колеса в положение езды по прямой и отсоединить шаровой палец от сошки. После этого, сохраняя положение сошки, соответствующее положению езды по прямой, и покачивая сошку за головку, надо убедиться в отсутствии бокового зазора в зацеплении.
    При этом в пределах поворота червяка на угол около 80° от среднего положения (4° 45' поворота сошки) вправо и влево зазора в зацеплении не должно быть. Если беззазорного зацепления нет или оно, наоборот, ощущается на участках, превышающих 80° поворота рулевого колеса от среднего положения, то необходимо отрегулировать боковой зазор в зацеплении червяка и ролика. Для этого, отвернув на 1-2 оборота стопорную гайку 22 резьбовой втулки 21 вала сошки и поворачивая втулку. необходимо установить беззазорное зацепление в пределах поворота червяка на угол не более 80° от среднего положения вправо и влево (в сумме не более 160°). 3атем, придерживая резьбовую втулку от проворачивания, надо затянуть стопорную гайку и проверить регулировку. Если регулировка выполнена правильно, то необходимо повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое и убедиться в том, что во всем диапазоне поворота рулевого механизма нет заеданий или тугого вращения.
    Устраняя осевое перемещение червяка и боковой зазор в зацеплении червяка и ролика, ни в коем случае не следует допускать чрезмерного натяга в подшипниках червяка и в зацеплении ролика с червяком, так как это может привести к преждевременному износу подшипников, ролика и червяка и даже к разрушению рабочих поверхностей ролика. Кроме того, при тугом вращении рулевого механизма передние колеса не будут автоматически под действием веса передней части автомобиля возвращаться в положение, соответствующее езде по прямой, при выходе автомобиля из поворота, что значительно ухудшит устойчивость автомобиля.
    По окончании регулировки необходимо соединить шаровой палец рулевых тяг с сошкой и проверить правильность регулировки рулевого механизма при движении автомобиля.
    Регулировку можно считать законченной, если свободный ход рулевого колеса при передних колесах установленных в положение езды по прямой (при отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и передней подвески и надежном закреплении рулевого механизма на раме), будет не более 10-15 мм (3-5°) при измерении по ободу рулевого колеса. Это обеспечит нормальную работу рабочей пары рулевого механизма. Снимая рулевой механизм, необходимо учитывать; что его можно вынуть только через подкапотное пространство, предварительно сняв рулевое колесо 75, верхний 54 и нижний 63 кожухи колонки и переключатель 56 указателей поворота, отвернув два винта 58 крепления переключателя. При сборке рулевого механизма сошка должна быть надета так, чтобы риска на торце ее большой головки совпадала с меткой (кернением) на торце резьбового конца вала сошки. Несовпадение риски с меткой приведет при наибольшем повороте рулевого колеса в одно из крайних положений к упору ролика в картер рулевого механизма, что очень опасно. так как это повлечет за собой не только недостаточный разворот передних колес в одну из сторон, но может привести даже к поломке рулевого механизма. Ошибка хотя бы на один шлиц при установке сошки приводит к уменьшению возможного поворота сошки в одну из сторон на 10°.
    Продольная ось правильно установленной сошки в среднем положении параллельна оси рулевой колонки. Сошка должна иметь возможность свободно поворачиваться от среднего положения вправо и влево на угол 45° (около двух оборотов рулевого колеса). Размеры сошки, маятникового рычага и рычагов рулевой трапеции, а также их взаимное расположение конструктивно подобраны так, чтобы для поворота колес вправо и влево сошка поворачивалась на угол около 37°. Таким образом, при полностью подвергнутых передних колесах в рулевом механизме остается запас хода.
    Рулевой механизм на автомобиль следует установить так, чтобы при полностью затянутых болтах 12 крепления картера к лонжерону и рулевой колонке с надетой на нее прокладкой 38, прижатой к опоре 43 крепления колонки, отверстия в кронштейне 39 крепления рулевой колонки совпадали с отверстиями фланцевых гаек 42, приваренных к подвижной планке, помещенной внутри опоры. При неправильной установке рулевого механизма на автомобиль вал и рулевая колонка могут изогнуться, вследствие чего возрастет усилие на рулевом колесе, а также ослабнет крепление колонки к картеру. Кроме того, это явится причиной большой величины износа верхнего подшипника вала рулевого механизма. Установка рулевого механизма с большим перекосом может вызвать изгиб вала и даже его поломку в зоне приварки червяка или в области перемычек шлицевой втулки. Если требуется снять рулевое колесо с вала, то необходимо предварительно сделать метки на ступице и валу, позволяющие установить рулевое колесо при сборке в то же положение. Вначале надо снять крышку выключателя 76 сигнала. После этого, отвернув гайку на валу рулевого механизма, следует снять рулевое колесо при помощи специального съемника. Если съемника нет, то рулевое колесо можно подтянуть за обод на себя, одновременно ударяя молотком (обязательно через медную или алюминиевую оправку) по торцу вала рулевого механизма. При этом во избежание повреждения резьбы и случайного травмирования лица следует заподлицо с торцом вала предварительно навернуть гайку.
    Устанавливать рулевое колесо необходимо в обратном порядке. Ставить рулевое колесо на вал по среднему положению, определенному по его оборотам, вправо и влево до упора, не следует, так как в этом случае спицы рулевого колеса при движении по прямой не будут располагаться горизонтально.
    Сошку рулевого механизма соединяют с валом при помощи имеющихся на нем конических шлицев с малым углом конуса и затягивают гайкой с пружинной шайбой. В связи с этим для снятия сошки следует применять специальный съемник. Снимать сошку ударами молотка недопустимо, так как это вызовет появление вмятин на ролике вала сошки, что в дальнейшем приведет к преждевременному износу рабочей пары рулевого механизма.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru