Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Сцепление двигателя автомобиля Москвич

    На автомобиле установлено однодисковое сухое сцепление с центральной диафрагменной пружиной и упругим ведомым диском, снабженным гасителем крутильных колебаний (рис. 1).
    сцепление
    Рис. 1

    Управление сцеплением осуществляется при помощи гидропривода выключения от ножной педали.
    Сцепление состоит из двух основных частей: нажимного диска с кожухом 5 (см. рис. 1) в сборе и ведомого диска 32, заключенных в картер 1 (из алюминиевого сплава), имеющий форму колокола.
    Механизм сцепления размещен в штампованном из стального холоднокатаного листа кожухе 1 (рис. 60), прикрепленном к маховику 13 (см. рис. 1) двигателя при помощи шести болтов 10 и шайб 11. Три установочных штифта 12 центрируют кожух относительно оси двигателя. Нажимной диск 2 (см. рис. 2)
    нажимной диск сцепления
    Рис. 2

    отлит из серого чугуна марки СЧ 24. Он центрируется относительно кожуха 1 и приводится во вращение при помощи трех пар тангенциально расположенных упругих стальных соединительных пластин 13, работающих при передаче крутящего момента от двигателя на растяжение. Одним концом каждая пара пластин приклепана к площадкам кожуха 1, а другим — также при помощи заклепок 3 к приливам нажимного диска 2. Одновременно, благодаря упругим свойствам пластин 13, обеспечивается свободное осевое перемещение нажимного диска при включении и выключении сцепления и исключаются потери на трение, а также изнашивание в соединении кожуха с нажимным диском. Рабочее нажимное усилие в сцеплении, зажимающее ведомый диск 32 (см. рис. 1) между нажимным диском и маховиком двигателя, создается диафрагменной пружиной 5 (см. рис. 2), изготовленной из высокоуглеродистой пружинной стали. В свободном состоянии диафрагменная пружина представляет собой тарельчатый диск в форме усеченного конуса. От отверстия у вершины конуса идут радиальные прорези в, образующие восемнадцать лепестков, которые, исполняя роль упругих выжимных рычажков, способствуют обеспечению плавной работы сцепления. Прорези заканчиваются отверстиями. Нажимное усилие создается периферийной конусообразной неразрезной частью пружины.
    Диафрагменная пружина 5 (см. рис. 2) помещена между нажимным диском 2 и кожухом 1. Краем периферийной части пружина опирается на обработанную цилиндрическую поверхность кольцевого выступа нажимного диска 2, расположенного на периферии последнего. Постоянный контакт между нажимным диском и диафрагменной пружиной при всех положениях последней обеспечивается тремя упругими соединительными звеньями 4, прижимающими диск 2 к пружине 5 и прикрепленными к приливам нажимного диска теми же заклепками 3, что и соединительные пластины 13. Диафрагменная пружина в месте крепления к кожуху зажата между двумя опорными кольцами из стальной пружинной проволоки, загнутые концы которых фиксируются в диаметрально противоположных отверстиях пружины. Кольца являются опорами для диафрагменной пружины как при создании нажимного усилия, так и при выключении сцепления.
    Диафрагменная пружина 5 (см. рис. 2) вместе с кольцами 6 прикреплена к внутреннему обработанному торцу кожуха при помощи девяти термически обработанных стяжных пальцев 8. Поверхность кольцевого выступа на периферии нажимного диска разделена выполненными в литье прорезями, а на самой его поверхности отлиты ребра, расположенные под углом к указанным прорезям. Ребра действуют подобно лопастям вентилятора, создавая направленный поток воздуха через прорези и обеспечивая интенсивное охлаждение нажимного диска, особенно в зоне контакта с диафрагменной пружиной. Наличие эффективной вентиляции существенно улучшает тепловой режим сцепления и условия работы его деталей. К внутренней разрезной части диафрагменной пружины прикреплена опорная пята 7 выключения сцепления. На ней имеется девять выступов, которые входят в прорези диафрагменной пружины, фиксируя опорную пяту от проворота и радиального смещения. Пята крепится к лепесткам диафрагменной пружины посредством штампованной центральной втулки 11, металл которой в шести местах вдавлен в радиальном направлении в канавку пяты. Втулка 11 имеет наружный фланец, который служит опорой пружинному коническому кольцу 12, создающему натяг между диафрагменной пружиной 5 и пятой 7, что устраняет зазоры, а также компенсирует износы контактных поверхностей этих деталей.
    Нажимной диск с кожухом в сборе балансируется статически, допустимая неуравновешенность 2,75 Н•мм. Неуравновешенность устраняют, прикрепляя балансировочные грузики 10 к внутренней поверхности боковых сторон кожуха 1 специальными заклепками 9, проходящими через отверстия. Для облегчения балансировки кожуха с нажимным диском в сборе предусмотрена предварительная балансировка нажимного диска. Неуравновешенность устраняют высверливанием металла со стороны нерабочей поверхности диска в осевом направлении сверлом диаметром не более 19 мм. При этом расстояние от вершины конуса сверления до рабочей поверхности нажимного диска должно быть не менее 5 мм. Места сверления определяют девятью равнорасположенными лунками, выполненными в литье.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru