Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Сцепление двигателя автомобиля Москвич. Часть шестая

     Назад

    Уход за сцеплением и его приводом.
    Своевременный уход за механизмом сцепления и его приводом способствует длительной безотказной работе узла. В объем работ по уходу входят следующие операции:
    1. Периодическая проверка и в случае необходимости регулировка свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления.
    2. Периодическая проверка уровня рабочей жидкости в наполнительном бачке главного цилиндра сцепления и при необходимости доливка ее. Во избежание засорения системы жидкость рекомендуется доливать только через сетку наполнительного бачка. Тип (цвет) доливаемой жидкости должен совпадать с типом (цветом) жидкости, ранее залитой в систему.
    3. Прокачка системы гидропривода сцепления в случае необходимости.
    4. Проверка и подтяжка крепежных деталей, а также подтяжка в случае ослабления резьбовых соединений трубопровода гидропривода сцепления. Любое незначительное подтекание тормозной жидкости недопустимо.
    Не реже чем один раз в полтора года или через каждые 30 тыс. км пробега рекомендуется промывать систему гидропривода сцепления. При этом главный и рабочий цилиндры разбираются и в систему заливается свежая тормозная жидкость.
    При очистке деталей от грязи не разрешается пользоваться металлическим инструментом. Не допускается попадание на детали минерального масла, бензина, керосина, ацетона или дизельного топлива, так как эти вещества приведут к разбуханию резиновых уплотнительных манжет и чехлов. Зеркала рабочего и главного цилиндров следует протирать чистой салфеткой, смоченной в спирте или тормозной жидкости, их внимательно осматривают, желательно с подсветом. При обнаруженных незначительных следах коррозии, задиров или износа следует отшлифовать или отхонинговать зеркало цилиндров. При этом допускается увеличение диаметра цилиндров до 22,17 мм с использованием стандартных новых уплотнительных манжет.
    Необходимо отметить, что равномерное изнашивание рабочих поверхностей главного и рабочего цилиндров, как правило, не оказывает существенного влияния на работоспособность привода сцепления, так как уплотнительные манжеты устанавливаются в цилиндры со значительным натягом, поэтому изнашивание поверхности трущейся пары деталей компенсируется упругостью манжеты. При наличии раковин на зеркале цилиндры заменяют новыми. Все детали гидропривода аккуратно очищают и промывают только свежей тормозной жидкостью. При очистке рабочего цилиндра следует удалить заостренной спичкой грязь из канавки на дне цилиндра. Даже мельчайшие частицы грязи, попадающие после сборки под уплотнительную манжету, могут вызвать течь или пропуск воздуха. Следует также очистить отверстие для подвода жидкости.
    Необходимо внимательно осмотреть все элементы резьбовых соединений. Срезанная и смятая резьба недопустима. В главном цилиндре (см. рис. 4) следует осторожно прочистить перепускное В и выходное Д отверстия, а также компенсационное отверстие С мягкой затупленной проволокой диаметром 0,6 мм. Рекомендуется также очистить вентиляционные отверстия в пробке наполнительного бачка 1. Протирочный материал должен быть чистым, не должен оставлять волокон. Его надо смачивать только в спирте или свежей тормозной жидкости.
    Соединительный трубопровод между главным и рабочим цилиндрами следует тщательно очистить и промыть спиртом или тормозной жидкостью путем прокачивания жидкости, после чего продуть сжатым воздухом (например, от насоса для накачивания шин), предварительно отсоединив оба его конца. Следует внимательно осмотреть присоединительные конусы и элементы резьбовых соединений трубопровода. Перед сборкой поршни и манжеты следует окунуть в свежую тормозную жидкость. Если манжеты затвердели или имеют на рабочих кромках изъяны, их следует заменить. То же относится к защитным резиновым чехлам.

    Разборка сцепления.


    Для выявления причин и устранения неисправности механизма сцепления, а также в случае замены изношенного ведомого диска сцепления необходимо снять сцепление с двигателя. Для снятия сцепления без демонтажа двигателя с автомобиля необходимо выполнить следующие операции:
    1. Отвернуть болты крепления фланца карданного вала к фланцу шестерни заднего моста и снять карданный вал, сдвинув скользящую вилку со шлицев ведомого вала и вынув ее из удлинителя коробки передач. Для предотвращения вытекания смазочного материала из горловины удлинителя можно воспользоваться в качестве заглушки запасной скользящей вилкой, установив ее взамен вилки, снятой с карданным валом. Затем снять поперечину задней опоры двигателя, отвернув болты крепления подушки задней опоры к кронштейну на удлинителе и крепления поперечины к основанию кузова.
    2. Отвернуть болты крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку с удлинителем в сборе. При снятии коробки передач ни в коем случае нельзя допускать, чтобы после отворачивания болтов крепления и частичного выдвижения ведущего вала из картера сцепления коробка «висела» на ведомом диске.
    3. При помощи специальных круглогубцев снять стопорное кольцо рабочего цилиндра, после чего, выдвинув цилиндр вперед, вынуть его из отверстия в приливе картера сцепления и оставить висеть на шланге. Во избежание повторной прокачки гидропривода рабочий цилиндр не следует отсоединять от шланга.
    4. Отвернуть болты 31 (см. рис. 1) крепления штампованного щитка 33 к картеру сцепления и снять щиток. 5. Отвернуть гайки крепления стартера к блоку цилиндров и снять стартер со шпилек.
    6. Отсоединить крепления подвески глушителя и заднее крепление выпускной трубы и наклонить двигатель назад, насколько позволяют передние опоры его подвески.
    7. При помощи специального торцового ключа с коловоротом и шарниром отвернуть гайки 3 и 17 крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя, после чего сместить картер назад и снять его с установочных втулок 14 и шпилек 4 и 15 крепления к блоку цилиндров.
    8. Ослабить болты 10 крепления кожуха сцепления к маховику, последовательно отворачивая на один оборот диаметрально противоположные болты во избежание деформации штампованного кожуха сцепления. После вывертывания крепежных болтов снять кожух с установочных штифтов 12, а затем ведомый диск сцепления.
    Сняв сцепление, следует внимательно осмотреть состояние рабочих поверхностей трения маховика, нажимного и ведомого дисков, а также проверить биение поверхности маховика, которое должно составлять не более 0,2 мм. При большем биении в процессе эксплуатации наблюдается повышенное изнашивание шлицев в ступице ведомого диска, а также дергание и тряска во время работы узла.
    Если обнаружены значительные задиры, забоины, глубокие кольцевые риски или существенный износ поверхностей трения маховика и нажимного диска, требуется шлифование рабочих поверхностей указанных деталей. Шлифование нажимного диска может производиться только в условиях СТО. При значительных износах или повреждениях нажимного диска рекомендуется менять сцепление в сборе.
    Допускается шлифование изношенной поверхности маховика до получения чистой поверхности, при этом параметр шероховатости поверхности R=1,25 мм, а отклонение от плоскостности составлять примерно 0,05 мм. Одновременно для сохранения зазора между головками болтов крепления маховика и ведомым диском следует в пределах диаметра, равного 90 мм, подрезать на глубину, равную сошлифованной толщине, плоскость маховика, к которой прилегает стопорная пластина названных болтов.
    Следует обратить внимание на отсутствие заеданий в переднем подшипнике ведущего вала коробки передач, запрессованном в задний торец коленчатого вала двигателя, а также на достаточное смазывание этого подшипника. Необходимо внимательно осмотреть фрикционные поверхности ведомого диска, обратив внимание на их чистоту и отсутствие следов масла. При обнаружении масла в картере сцепления следует установить причины его проникновения и устранить их. Замасленные рабочие поверхности маховика, нажимного диска и фрикционных накладок ведомого диска тщательно промыть бензином и насухо протереть.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru