Главная       Вокруг авто       Общий тюнинг      Автолегенды      Практические советы      Полезно знать


    Коробка передач автомобиля Москвич. Часть четвертая

     Назад

    При включении четвертой передачи муфта под действием располагающихся в ее кольцевой канавке лапок вилки включения (не показанных на рисунке) перемещается влево (вперед по ходу автомобиля), продвигая вместе с собой и сухари, поджатые к ней пружинами.
    Сухари своими торцами нажимают на блокирующее кольцо и сажают его на конус ведущего вала, после чего оно силой трения поворачивается вместе с ведущим валом до упора боковых стенок пазов кольца в сухари и устанавливается, как это показано на рис. 3, б, в положение блокировки. При дальнейшем перемещении муфты влево выступы А (см. рис. 2, б) сухарей выйдут из ее канавки и, преодолевая сопротивление пружин, утопятся вглубь пазов, а торцовые скосы шлицев муфты попадут точно на аналогичные скосы шлицев блокирующего кольца, и усилие от муфты будет передаваться непосредственно на кольцо. Углы скосов выбраны таким образом, что до выравнивания угловых скоростей ведущего вала и муфты, связанной с ведомым валом, поворот муфты независимо от приложенной к ней осевой силы относительно блокирующего кольца невозможен.
    В процессе синхронизации скоростей резьбовая поверхность блокирующего кольца разрывает масляную пленку, увеличивая трение между конусами. Поскольку при этом сцепление выключено и ведущий вал вращается только по инерции, угловая скорость его уменьшается и сравнивается с угловой скоростью ведомого вала, в результате чего становится возможным дальнейшее продвижение муфты. Происходит «разблокировка» синхронизатора: муфта, продолжая нажимать на скосы шлицев кольца, поворачивает кольцо вместе с валом на угол, необходимый для прохода шлицев муфты между шлицами кольца, а при дальнейшем движении входит в зацепление и со шлицевым венцом ведущего вала. Валы оказываются жестко связанными между собой, что соответствует включению четвертой передачи (см. рис. 3, 6). Для включения третьей передачи муфту 3 нужно сместить вправо (назад по ходу движения), синхронизатор при этом работает аналогичным образом; разница заключается только в том, что он выравнивает частоты вращения ведомого вала и зубчатого колеса третьей передачи. При переходе с высших передач на низшие (в данном случае с четвертой на третью) для того, чтобы уравнять угловые скорости включаемого зубчатого колеса ведомого вала, необходимо с помощью синхронизатора увеличить угловую скорость зубчатого колеса третьей передачи. В остальном процесс переключения происходит так же, как описано выше.

    Механизм переключения передач.

    Четырехступенчатая коробка передач является трехходовой, так как пять ее передач включаются при помощи трех передвижных вилок; первая вилка служит для переключения первой и второй передач, вторая — для переключения третьей и четвертой, третья — для включения заднего хода. Первые две вилки сидят на стержне, по которому могут скользить. Стержень неподвижно закреплен в картере стопорным винтом. Вилка переключения заднего хода посажена на шлицы вала рычага переключения, установленного в боковой крышке и центрирующегося в отверстии специального прилива картера.
    Перемещение вилок осуществляется при помощи механизма переключения передач (рис. 4),
    Механизм переключения передач
    Рис. 4

    расположенного на внутренней стороне боковой крышки 7. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к картеру болтами. Непосредственно на вилки воздействует переключатель 12 передач, вал которого установлен в отверстиях крышки и кронштейна 10, укрепленного на крышке на двух шпильках, гайки которых зафиксированы от отворачивания стопором 11. Рычагом 6, установленным в кронштейне 5 на пальце 4, переключатель можно передвигать в осевом направлении, воздействуя при этом через пластмассовый вкладыш 3 на фланец рычага 1, жестко закрепленного клином 2 на внешнем конце вала переключателя, а с помощью рычага 1 переключатель можно поворачивать. Уплотнение вала переключателя достигается установленным в крышке резиновым уплотнительным кольцом 13. Для защиты выступающей поверхности вала от грязи служит специальная резиновая манжета 9.
    В нейтральном положении переключателя головка А его кулака находится в пазу поводка вилки третьей и четвертой передач. В этом положении переключатель удерживается рычагом 6, который с помощью пружины прижат к упору 17 включения заднего хода.
    При включении первой и второй передач рычаг 6, растягивая пружину, перемещает переключатель, и головка А кулака заходит в паз поводка вилки первой и второй передач, после чего поворотом рычага 1 включается нужная передача. При выключении передачи пружина возвращает переключатель в нейтральное положение. При включении заднего хода рычаг 6 через упор сожмет пружины 18 (для предотвращения случайных включений заднего хода сжатие этих пружин требует от водителя повышенного усилия). При этом в паз рычага 15 вала заднего хода войдет головка кулака переключателя. Задний ход включается также поворотом переключателя. При выключении заднего хода сжатые при его включении пружины возвратят переключатель в нейтральное положение. Чтобы в нейтральном положении головка А кулака устанавливалась точно против поводка вилки третьей и четвертой передач, при сборке механизма переключения выполняется следующее условие: торцовая поверхность кулака устанавливается на расстоянии h = 3,5 мм от торца крышки, и подбором регулировочных шайб 16 обеспечивается зазор а между рычагом 6 и упором 8 рычага заднего хода, равный 0,15-0,35 мм.

     Продолжение
  (c) moskvich2140.ru